Статьи

Сделать самому фильтр для сабвуфера несложно

Сделать самому фильтр для сабвуфера

Сделать самому фильтр для сабвуфера

Сделать самому фильтр для сабвуфера не так сложно, как кажется на первый взгляд. Решение изготовить его самостоятельно, приходит не просто.
Рано или поздно, все любители автозвука становятся профессионалами и стараются всеми способами усовершенствовать аудиосистему. Простейший нч фильтр для сабвуфера и его изготовление, как раз и станет одним из решений по модернизации.

Предназначение

Сделать фильтр для сабвуфера

Сделать фильтр для сабвуфера

Фильтр или кроссовер(см.Самодельные кроссоверы для акустики и их предназначение), как его еще называют, сегодня выполняет важнейшую функцию. Дело в том, что практически все современные динамики, включая и сабвуфер, воспроизводят эффективно только определенную долю частот.
К примеру, тот же басовик воспроизводить хорошо в состоянии только низкие басы.

Примечание. Объяснить такую ограниченность современных динамиков очень просто. Снизу этому мешает резонансная частота подвижной системы, а сверху – масса самого диффузора.

Фильтр для автомобильного сабвуфера

Фильтр для автомобильного сабвуфера

За границами «родной» полосы (эффективно воспроизводимой), звуковое давления, идущее из динамика, заметно снижается и возрастает одновременно с этим уровень искажений. В таком случае говорить о каком-то качестве звука просто глупо и следовательно, чтобы решить проблему, приходится использовать в аудиосистеме несколько динамиков(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами).
Такова реалия: это происходит и в домашней акустике, и в автомобильной. Это не новость.

 

Типичные схемы расположения динамиков в авто и роль фильтров

Динамики в авто

Динамики в авто

Касательно автомобильной акустики хотелось бы выделить две типичные схемы построения системы звука, с которыми знакомы, наверное, все, кто много мало знаком с автозвуком.
Речь идет о следующих схемах:

  • Наиболее популярная схема подразумевает три динамика. Это басовик (нацеленный исключительно на низы), динамик средних и низких частот (мидбасс) и отвечающий за воспроизведение ВЧ, твитер.
Фильтр низких частот сделать самому для сабвуфера

Фильтр низких частот сделать самому для сабвуфера

Примечание. Такая схема используется в большинстве своем любителями и в любом автомобиле, где грамотно задействована акустическая схема, ее можно встретить.

  • Следующая схема – удел больше профи и участников соревнований по автозвуку. Здесь за каждый из частотных диапазонов отвечает отдельный динамик.

Примечание. Несмотря на существенные отличия, обе схемы подчиняются единому правилу: каждый динамик в ответе за воспроизведение своей полосы частот и другие он не затрагивает.

Именно для того, чтобы не нарушать это требование, предназначены электрические фильтры, в роль которых входит выделение конкретных «родных» частот и подавление «чужих».

Типы фильтров

Фильтры(см.Как сделать самому фильтр для автомагнитолы) частот различаются по типам.
Принято выделять следующие варианты:

  • Обычные фильтры, принцип действия которых сводится к тому, чтобы у их катушек индуктивности сопротивление возрастало с ростом частоты сигнала и спадало у конденсаторов, которыми они наделены. Несложно догадаться, что в таких фильтрах эффективно пропускают НЧ катушки индуктивности, а ВЧ – конденсаторы.

Примечание. В результате этого обычный фильтр бывает ФНЧ (см. справочник) или ФВЧ.

  • Фильтры полосно-пропускающие или, как проще называть, полосовые. Уже из названия становится ясно, что они эффективнее пропускают по определенному полосу частот. Ве что находится вне их зоны, они нещадно подавляют. Применяются такие фильтры, как правило, для выделения диапазона СЧ с последующей передачей сигнала на динамик;
Полосовой фильтр

Полосовой фильтр

  • Режекторный фильтр – полная противоположность полосовому. Здесь та полоса, которая ПФ пропускается без изменений, подавляется, а полосы вне этого интервала усиливаются;
  • ФИНЧ или фильтр подавления инфранизких частот стоит особняком. Принцип его действия основывается на подавлении высоких частот с низким показателем среза (10-30Гц). Предназначение этого фильтра – непосредственная защита басовика.
Нч фильтр для сабвуфера самому

Нч фильтр для сабвуфера самому

Примечание. Сочетание нескольких фильтров называется в акустике кроссовером.

Параметры

Кроме типов фильтров, принято разделять и их параметры.
К примеру такой параметр, как порядок, свидетельствует о количестве катушек и конденсаторов (реактивных элементов):

  • 1-ый порядок содержит только один элемент;
  • 2-ой порядок два элемента и т.д.

Другой, не менее важный показатель – крутизна спада АЧХ, показывающая, насколько резко фильтр подавляет «чужие» сигналы.

Для сабвуфера

В принципе, любой фильтр, в том числе и этот, представляет собой сочетание нескольких элементов. Обладают компоненты эти свойством избирательно пропускать сигналы определенных частот.
Принято разделять три популярные схемы этого разделителя для басовика.
Они представлены ниже:

  • Первая схема подразумевает самый простой разделитель (изготовить который своими руками, не составит никакой сложности). Он выполнен в виде сумматора и стоит на одном транзисторе.
    Конечно, серьезного качества звука с таким простейшим фильтром не добиться, но из-за своей простоты, он прекрасно подходит любителям и начинающим радиоманам;
Простая схема

Простая схема

  • Две другие схемы намного сложны, чем первая. Построенные по эти схемам элементы, размещаются между местом выхода сигнала и входом усилителя басовика.

Каким бы ни был разделитель, простейшим или сложным, он должен иметь следующие технические характеристики.

Питание/напряжение 12-35 В
Частота среза 100 Гц
Потребление тока 5 мА
Усиление «родной» частотной полосы 6 дБ
Подавление «чужой» полосы 12 дБ

Простой фильтр для 2 полосного усилителя

Этот разделитель не нуждается в особенной настройке и собрать его проще простого. Выполнен он на доступных ОУ.

Примечание. У этой схемы фильтра есть одно небольшое преимущество перед остальными. Заключается оно в том, что при перегрузке НЧ канала, искажения его неплохо маскируются СЧ/ВЧ звеном и следовательно, отрицательная нагрузка на слух заметно снижается.

Приступим:

  • Подаем входной сигнал на вход операционного усилителя МС1 (выполняет он функцию активного фильтра НЧ );
  • Подаем сигнал также на вход усилителя МС2 (в данном случае, речь одет уже о дифференциальном усилителе);
  • Подаем сигнал теперь с выхода ФНЧ МС1 на вход МС2.

Примечание. Таким образом, в МС2 из спектра сигнала (входного) вычитывается НЧ часть, а на выходе – ВЧ часть сигнала появляется.

  • Обеспечиваем заданную частоту среза ФНЧ, которая и станет частотой разделения.

Процесс изготовления фильтра своими руками потребует ознакомления с тематическим видео обзором. Кроме того, будет полезно изучить подробные фото – материалы, схемы, другие инструкции и многое другое.
Цена самостоятельного изготовления и установки фильтра минимальна, ведь никаких расходов делать практически не нужно.

Григорий Романчук
Григорий с детства обожал машины, а в подростковом возрасте, когда самостоятельно подключил автомагнитолу в отцовской девятке, понял, что машины будут его работой, хобби, призванием.
Подробнее

Рейтинг
статьи
Добавить
в избранное
Версия
для печати


Павел
2017-03-06 08:26:03
Здравствуйте, Григорий! В " Блоке обработки сигнала для сабвуферного канала" рекомендуется подбирать R6 до получения на выходе 6 микросхемы 6В. Это постоянное напряжение? И еще. Если я подам на входы ),75В синуса, то на выходе будет в 4-5 раз меньше? И последнее. Я не увидел двух других схем, о которых Вы пишете. С уважением Павел.