Сабвуфер, усилитель и конденсатор — мощное трио
Сабвуфер усилитель и конденсатор – это некое обязательное трио, без которого невозможно представить себе качественную акустическую систему в автомобиле. Один только конденсатор для сабвуфера и усилителя чего стоит.
Из этой публикации читатель узнает, в чем преимущества каждого из отдельных компонентов трио, как надо подбирать их сочетание и лучший на наш взгляд вариант для установки в автомобиль.
Усилитель
Автомобильный усилитель или «усилок», как часто называют его меломаны, является одним из дирижеров, главным действующим лицом акустической системы и основополагателем мощного звука в салоне. Принцип действия этого компонента АС довольно прост: «усилок» берет сигнал с автомагнитолы, перерабатывает его (усиливает), а затем передает колонкам и басовику.
Устройство под названием автомобильный усилитель перерабатывает линейный аудиосигнал. «Усилок» усиливает сигнал до того уровня, который бы обеспечил стандартную работу колонок(см.Акустические колонки Yamaha: обзор моделей) и сабвуфера.
Примечание. Говоря другими словами, у современных магнитол или сабов встроенный усилитель имеется. Его стандартная мощность редко превышает 35-50 Вт и с динамиками малой и средней мощности он справляется на ура. Но когда речь идет о настоящих, а не игрушечных динамиках и полноценном сабе, требуется дополнительный усилитель, обеспечивающий глубину звучания, мощный бас и многое другое.
Виды усилителей
Усилители бывают разные.
Сегодня популярны следующие:
- 1-канальные, которые используются для подключения пассивного басовика;
- 2-канальные, предназначенные для соединения 2-х динамиков или для раскачки мощного современного пассивного саба;
- 4-канальные, которые предназначены в системах: 2 мощных динамика и усилитель или просто по схеме 4 динамика;
- 5-канальный, используемый для подключения 4-х колонок и басовика.
Выбор хорошего усилителя, как говорится, дело техники. Зато правильно подобранный «усилок» обеспечит автовладельцу отличное звучание музыки в салоне автомобиля.
Желательно при выборе следовать этим советам:
- Учитывать пиковую мощность, так как она должна совпадать с мощностью динамиков(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами);
- Обратить внимание на настройки усилителя, чтобы имелась защита от перегрузок, искажений звука и т.д;
- Чем больше в усилителе регулировок, тем устройство дороже;
- Обратить внимание на транзисторы. Так, в современных качественных усилителях используются транзисторы Мосфит с улучшенными характеристиками;
- Обратить внимание на то, какой это тип усилителя – аналоговый или цифровой. Естественно, что последний намного лучше, но и дороже (от 20 тыс. рублей). Зато, если не пожалеть денег на хороший цифровой усилитель, отменное звучание акустики, ее мощное и бесшумное усиление обеспечено.
Схема подключения усилителя
Подключается так:
- Под капотом автомобиля протягивается силовой кабель;
- От магнитолы идут тюльпаны и отдельный провод, контролирующий усилитель.
Примечание. Эта схема относится к подключению усилителя с басовиком. Если же требуется подключить «усилок» к динамикам, используется другая схема.
Как соединить усилитель с конденсатором и басовиком
Чтобы защитить электрику автомобиля от негативных перегрузок работы усилителя, применяется конденсатор (о нем подробно ниже).
Узнаем, как соединить три компонента вместе:
- Силовой кабель от плюса АКБ подключается к плюсу конденсатора;
- От плюса конденсатора подключение идет на усилитель (на плюс);
- Кабель минуса от АКБ (или можно от массы автомобиля) идет на минус конденсатора;
- Минусовой от конденсатора идет к усилителю.
Таким образом, обеспечивается параллельное подключение конденсатора.
Кроме того, надо не забывать о следующем:
- Конденсатор надо ставить рядом с усилителем, не далее полуметра;
- При подключении конденсатора, особенно с большей емкостью, надо прибор обязательно зарядить (как это сделать, читайте в других статьях нашего сайта).
Примечание. Дело в том, что если осуществить подключение на «пустой» конденсатор влечет за собой печальные последствия, связанные с коротким замыканием в цепи.
Сабвуфер
Сабвуфером или басовиком называется динамик, воспроизводящий низкие частоты, басы. Конструкция басовика такая, что звучание низов получается глубоким и сочным. Немаловажное значение имеет и установка саба — операция, которую доверяют специалистам.
Виды
Басовики принято делить на два вида:
- Пассивные, которые не подразумевают встроенного в них усилителя и фильтра. Они в обязательном порядке требуют соединения с дополнительным усилителем;
- Активные сабвуферы, напротив, подразумевают встроенный усилитель и фильтры, но, все же, дополнительный усилитель и им не помеха.
Типы коробов для басовика
Принято различать следующие типы:
- Наиболее популярным считается тип ящика ЗЯ или закрытый ящик. Это герметичный короб, которому отдает предпочтение большая часть покупателей по причине относительной простоты разработки и конструкции;
- Не менее популярен ФИ или фазоинвертор. Получили такие короба распространение в последнее время благодаря внедрению компьютерного ПО в расчетах.
ФИ уникален тем, что помогает динамику воспроизводить низкие частоты. В этом случае, короб как бы становится источником звука. ФИ корпуса выдают больше баса при меньшей мощности, чем ЗЯ;
- Изобарическая конструкция, представляющая корпус, где установлен не один, а два излучателя. Они идентичны и функционируют, как один динамик;
- Бандпасс короб – популярен в среде профессионалов. Представляет собой корпус, состоящий из двух камер. Одна из камер полностью герметична, другая – сделана как ФИ. Такая конструкция обеспечивает очень качественный низкий бас.
Конденсатор
Многие называют автомобильные конденсаторы аккумуляторами с большим током отдачи. Да, именно с большим, так как емкость конденсатора частенько сопоставима с емкостью целого земного шара.
Основное предназначение конденсатора:
- Защищает от просадки напряжения;
- Устраняет помехи и пульсации.
Как выбрать
Конденсатор для автомобильной акустики(см.Зачем нужен конденсатор для автоакустики сегодня) надо уметь правильно выбирать. Идеальным вариантом будет использование золотого правила: 1 фарад равен 1 киловатту.
Означает это следующее:
- Если мощность аудиосистемы, например, 2 кВт, то понадобится конденсатор на 2 фарада.
Кроме того, правильный конденсатор должен иметь следующие показатели:
- Хорошую скорость зарядки;
- Хорошую отдачу заряда;
- Иметь в своей конструкции вольтметр и световые диоды.
Идеальное сочетание
Как и говорилось выше, автомобильная акустика имеет право так называться, если в ней задействовано трио (саб, усилок и конденсатор). Попробуем разобраться в том, какое сочетание можно назвать идеальным.
Басовик Мистери MJB 12, усилитель Сони XM-504Z и конденсатор Стингер SPC111
Мощное трио, которое способно обеспечить идеальный звук. При этом все в бюджетном варианте и платить не надо лишнего.
Технические характеристики басовика
Корпус Мистери MJB 12 | Высококачественный МДФ |
Диффузор | Высококачественный хромированный инжекционного литья |
Подвес | Бутилкаучук |
Магнит/магнитная система — вес | 40 унций/80 унций |
Звуковая катушка | Алюминиевая на 2 дюйма, покрыта картоном |
Габариты корпуса, мм | 450/418/367 |
Пиковая мощность, Вт | 250-500 |
Примерная стоимость | 4-5 тысяч рублей |
Технические характеристики усилителя Сони XM 504Z
Габариты, мм | 350/233/55 |
Пиковая мощность, Ом/Вт | 4/100 – 2/125 – 1/250 |
Каналы, кол-во | 4/3 |
Источник питания | Полевые МОП тразисторы |
Примерная цена | 3-4 тысячи рублей |
Технические характеристики конденсатора Стингер 111
Емкость, фарад | 1 |
Диапазон напряжения, В | 16-20 |
Внутреннее сопротивление, мОм/Гц | 1,5/120 |
Вольтметр | Имеется цифровой/LED-дисплей красный/3 сегмента/автовыключение и включение |
Диаметр, мм | 75 |
Высота, мм | 250 |
Цвет корпуса | серый |
Надеемся, что статья дала много полезной информации. Видео и фото по теме рекомендуем обязательно изучить. Чтобы своими руками установить эти три компонента, советуем воспользоваться инструкциями со статей нашего сайта.