Статьи

УМЗЧ автомагнитолы и его особенности

УМЗЧ автомагнитолы

УМЗЧ автомагнитолы

УМЗЧ автомагнитолы в настоящее время представляет интерес широких масс. Повсеместно используются человеком разнообразные усилительные аппараты: радиоприемники, телевизоры, компьютеры и автомагнитолы в том числе. УМЗЧ для автомагнитолы – грандиознейшее изобретение, предназначенное для более мощной передачи сигнала без искажений в НО нагрузку.

Основные особенности УМЗЧ автомагнитолы

УМЗЧ автомагнитола

УМЗЧ автомагнитола

Рассмотрим ниже основные особенности УМЗЧ:

  • Считается, что усиление напряжения в УМЗЧ является второстепенным фактором. Так, чтобы усилитель мог отдавать в нагрузку весь свой потенциал, надо соблюдать важные каноны, касающиеся формулы и определенной схемы;
  • Следующие показатели являются основными для УМЗЧ: полезная мощность, КПД, нелинейные искажения НИ и их коэффициент, полоса пропускания АЧХ;
  • Следует знать, что существует 5 классов усиления, обозначаемых латинскими буквами;
  • Класс А усилителя характеризуется низким уровнем НИ и таким же низким КПД. Также транзистор во время работы в классе А находится постоянно в открытом состоянии, таким образом, потребляя мощность в любое подходящее время. Что касается режима усиления, то в классе А он применяется в те моменты, когда нужны бывают минимальные искажения;
  • Класс В – это уже больший уровень НИ и сравнительно высокий КПД. Характерным для этого режима является также закрытость транзистора и отсутствие потребления мощности от источника. Такой режим часто используют в ситуациях, когда высокий уровень искажений не особо важен;
УМЗЧ для автомагнитол

УМЗЧ для автомагнитол

  • Класс АВ – это промежуточный режим между классами А и В. Чаще применяется в 2-тактных аппаратах. В режиме покоя транзистор такого УМЗЧ лишь немного приоткрыт и потребляет немного питания. Относительно невелики также НИ данного режима.

Составные транзисторы

Другими словами, УМЗЧ предназначен для автомобильной акустической системы, и большое внимание при его создании уделялось именно надежности. Только вот транзисторы как и раньше остаются одним из слабых звеньев этой схемы. Они часто портятся из-за теплового пробоя, реже – при коротком замыкании.

Примечание. Тепловой пробой возникает ввиду недостаточной стабильности питания и из-за самовозбуждения на высший ЗЧ. Чтобы хоть как-то минимизировать эти негативы в усилитель вводятся 2 дополнительных фильтра по питанию. Практически ту же задачу решают и конденсаторы. А чтобы не возникало КЗ, полосовой провод УМЗЧ подключается к выходу источника питания через предохранитель.

Транзисторы – важное звено в УМЗЧ. Так, если в УМЗЧ применяются составные транзисторы, это позволяет значительно минимизировать количество используемых в схеме компонентов. А это, в свою очередь, влияет на высокое входное сопротивление (стабилизирует его) и повышается одновременно КПД.

УМЗЧ в автомагнитоле

УМЗЧ в автомагнитоле

Введение составных транзисторов в УМЗЧ оправдывается на все 100 процентов.
Вот в таблице приведены основные технические данные таких УМЗЧ.

Чувств., мВ 700
ВС (сопротивление), кОм 62
Мощность выходная, Вт 18
Диапазон частот, Гц 20-20 000

УМЗЧ и его важность

УМЗЧ в автомагнитолах

УМЗЧ в автомагнитолах

Тракт ЗЧ автомагнитолы является именно тем показателем, который определяет класс аппарата в глазах, оценке потребителя. Действительно, если для несведущего в технике человека это не столь понятно, то знаток сразу скажет, что структура и параметры всех радиоприемных трактов и дек практически одинаковы.
Такими же являются сервисные функции, то есть стандартными. Но построение тракта ЗЧ определяет вес аппарата.
Рассмотрим основные положения, касающиеся этого вопроса:

  • Как известно, в любой автомагнитоле есть два источника сигнала. Это не только тюнер, но и дека. Это и определяет тот факт, что ЗЧ начинается с коммутатора сигналов;
  • Интересно, что в самых бюджетных аппаратах ЗЧ, как таковой, отсутствует (используется другая схема). Так, чтобы подключать дополнительные источники сигнала в магнитолах низкого ценового сегмента, используется наружный аудиоразъем на 3,5 мм, имеющий размыкаемые контакты;
  • Напротив, более дорогие аппараты осуществляют соединение при помощи электронных коммутаторов;
  • Что касается эквалайзеров(см.Как настроить правильно эквалайзер), то 3- или 5-полосные графические, которые используются в качестве регуляторов тембра не считаются самыми удачными решениями. Это объясняется тем, что для коррекции искажений и дефектов в акустике, которые неизбежны в салоне авто, возможности таких эквалайзеров явно недостаточны;
Схема усилителя

Схема усилителя

  • А вот электронные эквалайзеры, напротив, обладают куда большими возможностями. Выполнены они на основе микросхем, управляются по шине I2C и по всем параметрам лучше;
  • Встроенные в аппараты усилители обеспечить высокую мощность явно не способны. По этой причине большинство современных автомагнитол предусматривают специальные линейные выходы для подключения внешних УМЗЧ.

Примечание. Если аппараты бюджетного класса, то предусматривается одна пара RCA, а если дорогого – две пары. Также, в автомагнитолах высокого класса предусмотрен обязательно отдельный выход на сабвуфер.

Мостовая схема

  • Примечательно также то, что большинство современных УМЗЧ собираются по мостовой схеме. Исключение составляют разве что модели усилителей с выходной мощностью до 4 Вт;
  • Интересно и то, что все современные ГУ, наделенные УМЗЧ, способны работать на две АС. Встроенные усилители наделены двумя или четырьмя каналами, а мощность последних может быть различной;
Мостовая схема УМЗЧ

Мостовая схема УМЗЧ

  • Одним словом, усилители могут быть 2-канальными или 4-канальными. Первые подразумевают распределение сигнала между фронтальной и тыловой акустикой такое, что приводит к потере мощности на регуляторе механического типа.
    Такое решение имеет право на жизнь, если используется мостовая схема усилителя. В противном случае мощности будет явно недостаточно;
  • Что касается 4-канального усилителя, то проблем с потерей мощности у него не бывает, как правило. Корректировка осуществляется на входе усилителем.

Отметим, что не зря в устройствах современного типа используют мостовые усилители. Всем специалистам известно, чтобы обеспечить выходной сигнал до напряжения питания, приходится увеличивать выходную мощность, снижая сопротивление нагрузки.
Но и мостовые усилители не лишены недостатков:

  • Велики потери в проводах, в местах соединений;
  • Снижается значительно ВН;
  • Повышение нагрузочного тока, в свою очередь, приводит к росту искажений;
  • Возможен рост резонансного горба на АЧХ, что объясняется ухудшением демпфирования.

Некоторые эксперты рекомендуют использовать другие усилители. К примеру, УМЗЧ серии STK, которые были популярны в одно время. Но такие варианты предназначены только для работы с определенной нагрузкой. Другими словами, их потенциал может быть реализован только при работе со специальными головками. Этим и объясняется частично их уход со сцены.
Помимо приведенных выше недостатков, мостовые усилители отличаются также худшим коэффициентом. Объясняется это тем, что выходные показатели складываются.
Современные УМЗЧ неплохо защищены, с другой стороны. Так, если бы не была задействована специальная встроенная система защиты, УМЗЧ не могли бы работать без конденсаторов, так как их провода находятся под постоянным напряжением.

УМЗЧ в режиме H и его схема

УМЗЧ в режиме H и его схема

Идеальным усилителем для автомобилей все эксперты считают УМЗЧ, в которых выходной каскад работает в режиме H. Этот режим означает изменяемое напряжение питания. Разработка таких УМЗЧ была поставлена на поток после того, как стало доказано, что реальный звуковой сигнал имеет импульсный характер.

Примечание. Конструкция такого УМЗЧ подразумевает наличие обычного усилителя, включенного по мостовой схеме. Фишкой же становится удвоение напряжения, которое осуществляется с помощью накопительного конденсатора.

В заключении скажем, что УМЗЧ является одной из самых слабых деталей любой автомагнитолы в плане восприимчивости к перепадам напряжения и другим негативным явлениям. Выход из строя усилителя связан с неправильным подключением динамиков или с КЗ звуковых выходов.
Будьте внимательны, осуществляя подключение и установку аппаратуры своими руками. Лучше заранее посмотреть полезное видео и изучить фото – материалы, чтобы получить практическую информацию.
Пошаговая инструкция также очень важна. Цена самого дорогого аппарата оправдана лишь в том случае, когда пользователь следит за ним и не допускает скорого выхода его из строя.

Григорий Романчук
Григорий с детства обожал машины, а в подростковом возрасте, когда самостоятельно подключил автомагнитолу в отцовской девятке, понял, что машины будут его работой, хобби, призванием.
Подробнее

Рейтинг
статьи
Добавить
в избранное
Версия
для печати