Show
Статьи

Акустика 3-х компонентная и ее подробный обзор

3 х компонентная акустика в автомобиле

3 х компонентная акустика в автомобиле

Как известно, акустическая система в автомобиле – это важнейшее звено, позволяющее прослушивать любимые музыкальные композиции во время длительных поездок. Системы бывают разными.
Акустика 3-х компонентная занимает сегодня не последнее место и многие меломаны желают именно ее видеть в салоне своего автомобиля, считая что двухполосная акустическая система уже изжила свой срок. 3 компонентная автомобильная акустика намного тоньше воспроизводит музыкальный звук, так как наделена не двумя, как 2-полосная, а тремя динамиками.

Важнейшие составляющие 3 х компонентной акустической системы

3 х полосная акустика компонентная

3 х полосная акустика компонентная

Как известно, на сегодняшний день принято отдавать предпочтение 3 х полосной акустике, а не двухкомпонентной(см.Двухкомпонентная акустика и ее установка). Причины этого будут представлены ниже, а пока хотелось бы остановиться на важных элементах трехкомпонентной системы, без которой воспроизведение нормальной музыки было бы невозможным делом.

Динамик

Прежде, чем мы перейдем к основной теме, хотелось бы остановиться на конструкции самого динамика, дабы лучше понять всю схему, по которой до слуха человека доходит музыкальный звук.
Современный динамический излучатель, который и есть собственно динамик, был разработан еще в 19 веке. С тех пор его постоянно совершенствуют. Сегодня наибольшим спросом пользуются диффузорные динамики, которые, как правило, в трехполосной акустике используются для воспроизведения НЧ и СЧ. Что касается ВЧ, для их воспроизведения используются пока что купольные излучатели.

Диффузорные динамики и их преимущества

Диффузор динамика

Диффузор динамика

Как правило, диффузорные излучатели состоят из магнита, в котором помещается звуковая катушка с самим диффузором. Этот самый диффузор фиксируется на держателе при помощи подвеса, в основном резинового и специальной шайбы.

3 х полосная компонентная акустика

3 х полосная компонентная акустика

В чем же их преимущества?
Процесс их производства довольно легок и не требует высокой затратности:

  • Сами диффузоры могут быть выполнены как из обычной бумаги, так и из полипропилена, кевлара, карбона и алюминия. Бумажные диффузоры, как правило, дают наиболее высшее качество звука, обладая одновременно сбалансированным сочетанием характеристик.

Примечание. Используются также и металлические диффузоры, которые обладают высокой жесткостью. Что касается полипропиленовых и пластиковых диффузоров, то те дешевы в производстве и применяются в акустических системах бюджетного класса.
По этой причине, выбирая 3 х компонентную акустику для своего автомобиля, надо на материал диффузоров обратить первоочередное внимание.

Купольные динамики

Среднечастотник купольный

Среднечастотник купольный

Как и говорилось выше, в трехкомпонентной системе этот вид звуковых излучателей применяется только для воспроизведения высоких частот. Хотя бывает нередко и так, что встречаются среднечастотники.
Итак:

  • Конструкция купольных динамиков(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами) во всем схожа с диффузорными, но есть одна разница в подвесе. Если на диффузорном излучателе используется резиновый подвес и крепление катушки осуществляется непосредственно к центру диффузора, то в купольном варианте диффузор выполнен в виде купола, а катушка зафиксирована к его краям.
Шелковые купольные динамики

Шелковые купольные динамики

  • В основном, купольные динамики, а вернее их основу – купол, делают из шелка или металла. Понятно, что шелковые купола наиболее цены и как бумажные в диффузорных динамиках, обладают сбалансированными параметрами и дают мягкое натуральное звучание, чего нельзя сказать про металлические.

Параметры динамиков трехкомпонентной акустики

Автомобильная 3 х компонентная акустика Иволга

Автомобильная 3 х компонентная акустика Иволга

Кроме того, из чего сделаны бывают динамики, важны и другие параметры:

  • Мощность является чуть ли не главной составляющей, на которую обращает внимание дилетант. Оказывается, это не самый важный параметр, а скорее даже второстепенный.
    Дело в том, что мощность всего лишь показывает ту величину, которую определенный динамик способен выдержать в течение определенного промежутка времени.
  • Вот чувствительность динамиков, это другое дело. Показывая, какое звуковое давление может развивать динамик на расстоянии одного метра, данный параметр чуть ли не важнейший при выборе.
    Именно на него в первую очередь обращают внимание профессионалы.

Примечание. От чувствительности динамиков зависит то, насколько громко будет звучать 3 х компонентная акустика в автомобиле.

Компонентная 3 х полосная акустика

Компонентная 3 х полосная акустика

  • Параметры Тиля-Смолла предназначены для расчета акустического оформления.

Кроссовер

Акустический кроссовер

Акустический кроссовер

Является не менее важным элементом, чем динамики. Благодаря кроссоверу происходит ограничение полосы частот, которое воспроизводится конкретным излучателем. Если бы не было кроссовера, то на ВЧ динамик после попадания в него низкой частоты, была бы оказана нагрузка.
В результате этого он вышел бы из строя. Кроме того, ВЧ, поданная на мидбас, в случае отсутствия хорошего кроссовера, воспроизводилась бы далеко не лучшим образом, а сам звук бы сводил на нет весь эффект звуковой сцены.

Примечание. В трехкомпонентной акустической системе кроссовер всегда выполнен бывает с более сложной конструкцией, чем в двухполосной системе. Многие эксперты называют это недостатком 3 х компонентной акустики.

Количество полос

Компонентная акустика 3 х полосная

Компонентная акустика 3 х полосная

Акустические системы имеют различное количество полос. Как и говорилось выше, акустика может быть 3 х компонентной, 2 х компонентной и даже 4 х компонентной.
Давайте рассмотрим все более подробно:

  • Изначально применялась однополосная акустическая система, которая не получила в дальнейшем распространения. Дело в том, что для этой системы было очень сложно изготовить динамик, который должен был бы одновременно воспроизводить низкие, средние и высокие частоты.
    В принципе, по мнению экспертов, если бы удалось такой излучатель создать сегодня в соответствие с современными требованиями, то это была бы даже лучшей системой, чем все остальные.
  • После того, как акустическая система стала модернизироваться, придумали и многополосную систему. К таким системам относится и трехполосная акустика, в которой спектр слышимых человеком частот разбивается на несколько диапазонов. Чем больше полос в такой системе, тем сложнее должен быть кроссовер.

Виды многополосной акустики

На сегодня в автомобиле устанавливают обычно следующие типы многополосной акустики:

  • Двухполосная акустика, которая состоит из двух излучателей: один динамик воспроизводит одновременно НЧ и СЧ, а другой высокие частоты.
  • 2,5 полосная акустика, где опять же используется два динамика. Разница с двухполосной акустикой в том, что этот вид многокомпонентной системы подразумевает использование НЧ динамика, который не полностью замещает среднечастотник, а лишь помогает тому на нижних регистрах.
  • 3 х полосная акустика. Подразумевает использование уже трех динамиков: первый воспроизводит низкие частоты, второй излучатель поддерживает средние частоты, а третий – высокие.
  • 4 – полосная акустика, которая еще не получила такого распространения.

Акустическое оформление 3 х полосной акустики

Как известно, каждый вид акустических систем, независимо от полос, должна быть грамотно оформлена в салоне автомобиля, где не так-то легко достичь хорошего звучания.
Популярны на сегодня следующие типы акустических оформлений:

  • Активный корпус или открытый ящик. Представляет собой оформление, где головки динамиков устанавливаются на передней части корпуса. Вся внутренняя часть ящика используется, как мест для размещения электрической схемы.
  • Акустическое оформление закрытый корпус. Отличается от открытого тем, что задняя поверхность диффузора практически ничего не излучает. Данный тип оформления наиболее популярен в последнее время.
  • Фазоинвертор, придуманный для получения наиболее полного воспроизведения именно НЧ. Конструкция довольно проста, но сделано все гениально.
  • Акустическое оформление «Лабиринт» предназначено, в первую очередь, для того чтобы избежать акустического КЗ. Сложная схема подразумевает наличие корпуса, на передней панели которого и находится головка. Что касается задней стороны диффузора, то в случае лабиринта он работает как зигзагообразный звукопровод.
    Второй конец этого самого лабиринта выходит из стенок корпуса через специально проделанное отверстие.
  • Акустическое оформление «Рупор». В данном случае улучшается коэффициент полезного действия и удается получить достаточную величину звукового давления.
    Другими словами, удается достичь наибольшей громкости при сравнительно небольшой мощности усилителя.
Схема акустического оформления Рупор

Схема акустического оформления Рупор

На этом и закончим наш подробный обзор. Инструкцию того, как устанавливать 3 х компонентную акустику своими руками, можно легко скачать из Интернета.
В процессе монтажа рекомендуется изучить видео и фото – материалы. Цена на трехкомпонентную акустику бывает разной и все зависит от конкретной модели.


Рейтинг
статьи
Добавить
в избранное
Версия
для печати


Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

1 комментарий

    1. Владимир


      Ставили корешу в пежо на днях как раз подобную систему. Вот сейчас, как статью прочитал, то думаю, надо было ставить металлические диффузоры ставить, а не полипропилен. Ну что уж поделать. В своей красавице, если надумаю, как раз так и поступлю!