Show
Статьи

Прогрев акустики в автомобиле: нужен или нет

Как прогреть акустику, установленную в автомобиле

Как прогреть акустику, установленную в автомобиле

Музыка для настройки акустики существует и даже продается на специальных дисках. Возможно вы слышали, что акустика, особенно новая, требует прогрева, причем прогрева не под солнцем а прогрева в работе. Что это дает, не обманывают ли вас, и можно ли прогреть акустику своими руками, без помощи специальной музыки, сейчас разберемся.

Что влияет на акустику

Во-первых, всем известно, что на звучание акустики, оказывает влияние материал, из которого изготовлен подвес, какую подвес имеет массу, жесткость диффузора и эти свойства (нашей акустической системы), в частном случае динамика, выражаются в числовых значениях, которые собственно характеризуют чистоту звучания.
Итак:

  • Это, так называемые параметры Тиля Смолла, которыми даже характеризуется гибкость подвеса, возвращающие силы диффузора, и много прочих параметров они также учитывают
  • Приведем простой отвлеченный пример — берете и покупаете два резиновых надувных шарика
  • Один сразу надуваете и даете ему пару дней повисеть в углу комнаты, в надутом состоянии
  • Спустите через пару дней, возьмите второй шарик и попробуйте надуть один, затем другой
  • Что бы ощутить разницу надувайте губами, тот который провисел у вас пару дней комнате, радуя своим присутствием, теперь надувается более легко и охотно
  • Это у нас получился независимый тест, на примере которого показывается, что свойства резины (а так же подвеса) динамиков со временем будут изменяться
  • Кроме того, со временем изменятся и их параметры Тилля Смола
  • Наиболее сильно такие изменения происходят в течение первых 300часов прослушивания музыки
  • Это, получается, не «мифы и легенды» аудиофилов, а элементарная физика
  • Тест второй — сходите в магазин наушников, это тоже динамик, только не автомобильный (какая разница, правила для всех динамиков одинаковы)
  • Сначала послушайте наушники на стенде, которые уже проиграли не одни сутки, затем попросите достать новые из коробки тоже прослушать
  • Разницу вы почувствуете
  • Прогрев является выходом на нормальный режим работы динамиков (свойства, в дальнейшем изменяться не будут, и станут соответствовать тем, которые указывает на упаковке добросовестный производитель)
  • Прогревом можно назвать принудительный процесс «размягчения» эластичного подвеса
    Получается, прогрев это выведение её в оптимальный «рабочий режим»
  • Важно лишь знать как её прогревать, чтобы не повредить аппаратуру, цена небрежности будет высокой

Бывают ли исключения, какие динамики нужно греть, а какие не нужно?
Сейчас проясним:

  • Совсем не важно с какого динамики ценового сегмента (дешевые либо дорогие) Структура в них всех заложена одинаковая — двигающийся диффузор с эластичным подвесом
  • Отметим только, что для дорогих моделей АС, производитель перед продажей обычно самостоятельно проделывает такую процедуру
  • Как и насколько повлияет прогрев на вашу акустику — практически не поддается предсказанию!
  • Просто мы заставляем динамик в кратчайший срок выйти на постоянную максимальную мощность, музыка акустическая здесь поможет
  • От звучания нового динамика параметры могут сильно отличаться в лучшую либо в худшую сторону
  • Большинство, как правило, отмечают улучшение звучание НЧ диапазона, который заметно становиться плотнее
  • Главное, при этом исчезают режущие слух сибилянты (шипящие, звенящие ноты в составе ВЧ)
  • Разумеется слух у каждого свой, и каждый слышит то, что способен услышать

Прогреваем колонки

Инструкция от производителей акустических систем рекомендует прогревать все новые аппараты, начинать прослушивание музыки только после нескольких часов работы колонок на холостом ходу:

  • Для прогрева лучше всего подходит розовый шум – это специальный сигнал, который содержит все частоты в слуховм диапазоне, в нем наиболее громкие звуки — басовые, и чем выше частота звуков, тем меньше их громкость
  • Такая музыка для прогрева акустики правильно распределяет нагрузку на СЧ/НЧ — динамики
  • Однако слушать подобный «концерт», в течение продолжительного времени, очень неприятно, поэтому либо включаете динамики и идете прогуляться, либо используете обычную музыку, только «пошумнее»

Что происходит в это время

Звук, который воспринимает человеческое ухо — движение воздуха, оно порождается также движением:

  • Когда вы слышите например разговор из соседней комнаты, либо движение диффузоров динамиков в колонках при прослушивании музыки
  • Получается, что в колонках происходят те же процессы, что и внутри любых других движущихся механизмов, составные части понемногу «притираются», от трения происходит сглаживание даже мельчайших неровностей поверхностей, которые требуют дополнительной энергии при их работе
  • Новые автомобили тоже не рекомендуется использовать на максимальных скоростях, пока пробег у них не достигнет нескольких тысяч километров, либо, например, новые туфли доставляют некоторый дискомфорт, пока не разносятся
  • Кроме того, не стоит забывать, что в устройстве динамиков применяется очень много разных эластичных материалов
  • Например, из них изготавливают, центрирующие шайбы и подвесы
  • Многие детали скрепляются клеем, клей этот не просто находится между деталями — он проникает в поверхностные слои, и образует новую своеобразную структуру
  • Сначала структура застывает, но затем ее эластичность нужно восстановить
  • Этот процесс и происходит при первоначальной работе АС
  • От работы все материалы нагреваются, изменяются их свойства, затем эти изменения частично сохраняются, можно сказать запоминаются
  • Колонки(см.Акустические колонки Yamaha: обзор моделей) в которых динамики имеют металлические диффузоры, греть нужно подольше – ведь у металлов теплоемкость небольшая, поэтому они быстрее остывают, и медленнее прогреваются и слои клея и резинки подвеса, к которому резинки прикрепляются
  • Именно подвес является главным источником нелинейных искажений в звучании, и когда его характеристики не пришли к норме, тогда прямая зависимость смещения самого диффузора от прилагаемой к нему силы может нарушиться
  • Что приводит к появлению гармоник, которые нарушают правильность воспроизведения, и возникновению шумов
  • Эти искажения легко различимы на слух, именно поэтому часто звучание новых колонок резкое и неприятное
  • Не нужно заставлять колонки играть сразу на полную мощность — это приводит к перегреву и повреждению динамиков
  • Бывают и такие аппараты, которые без такой процедуры не могут обойтись перед каждым прослушиванием (например, ламповые усилители звука) — все во многом зависит от материалов

Чем лучше прогревать акустику

Продаются специальные «тестовые» диски, чтобы прогревать аппаратуру, например, «IsoTek — FullSystemEnhancer & Rejuvenation», которые содержат специальные технические дорожки:

  • Как акустическая музыка может использоваться запись/сигнал типа «белого шума», а ещё лучше «розового шума» (так как он плотнее, и приближен к естественному звуку)
  • Наиболее простое и доступное каждому — это прогревать просто под обычные музыкальные записи, вроде поп – рока, только без резких «запилов» и без сумасшедших ритмов/басов, на среднем уровне громкости
  • Отметим, что прогрев необходим не столько потому что непрогретый динамик может испортиться, а потому что любое изменение параметров сразу же повлечёт за собой и изменение настроек, а это очень критично для процессорных систем, и систем поканального усиления
  • И просто радует звучанием такая акустика гораздо больше
  • Подобный прогрев относится к любым электрическим схемам усилителей, особенно ламповых, фото ниже
Ламповый усилитель

Ламповый усилитель

  • Хотя наушники и усилители например здесь не рассматриваются, но это к ним тоже относится
  • При этом изменяется (в лучшую сторону) и макродинамика, и атака, детальность звучания, вплоть до некоторого расширения частотного диапазона

В заключении заострим внимание ещё на одном варианте прогрева – теперь в прямом смысле, что актуально зимой:

  • Если ваша машина в течение длительного времени (ночью например) находилась на улице, тогда разумеется мороз повлияет на подвес динамика
  • На морозе обычно «дубеет» резина в подвесах динамиков
  • Поэтому нельзя включать на полную громкость музыку «с мороза»
  • Для CD-привода перепад температур с холода в теплое чреват появлением на оптике конденсата
  • Поэтому, пока не прогрели авто — лучше будет для начала негромко послушать радио

Вот и все, на мой взгляд все понятно и без видео, однако можете им воспользоваться.


Рейтинг
статьи
Добавить
в избранное
Версия
для печати


Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

3 комментария

    1. Алекс


      Все существующие тесты яйца выеденного не стоят.
      Влияние прогрева, как и влияние кабелей можно наблюдать только на переходных характеристиках. Они меняются — переходные процессы. Но для тестировщиков и тех, кто им верит — это космос. Им и их пониманию это знание недоступно. Также как понимание того, что такое обертона и почему эквалайзер бесполезен. Плюс и оборудования подходящего для таких тестов у них нет.

    2. Виктор


      Друзья, я тоже хочу понимать механизм (суть) прогрева, и верю что колонки со временем «разыгрываются». Но если смотреть адекватно — ни кому в голову не приходило, что в великом и огромном интернете НИГДЕ нет тестов динамиков до и после прогрева??? Причём, можно найти бесконечное количество домашних и лабораторных тестов огромного парка динамиков, инсталляций и прочих самоделок на любую нему. Но только не тестов до и после прогрева! Более того, серьёзные ребята на сайтах тестируют море АС, и простых, и очень дорогих. И никто не пишет что-то типа «после прогрева этой системы на протяжении n-го количества часов, посмотрите на изменение частотных графиков… и т.д.

Adblock
detector