Show
Статьи

Ё-мобиль — что случилось с проектом, и почему его закрыли

«Ё-Мобиль» — уникальный проект для российской автомобильной промышленности. Его выхода ждали многие. Это должен был быть первый отечественный «народный» автомобиль, где используется гибридный двигатель. Основатель проекта — бизнесмен Михаил Прохоров — возлагал большие надежды на «Ё-Мобиль». И тогда это казалось по-настоящему свежей идеей, способной если не возродить, то всколыхнуть отечественный автопром.

История появления «Ё-Мобиля»

История автомобиля началась в январе 2010 года. Стало известно, что владелец инвестиционной группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров задумал разработку и последующее производство компактного авто городского типа. Широкую огласку проект получил из уст пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова. Тогда публике стало известно только о доступной цене и технологиях, которые будут внедрены в производство. Путин, который тогда занимал пост премьера, очень заинтересовался в скорейшем серийном запуске автомобиля.

Михаил Прохоров

Автор амбициозного проекта разработки Ё-мобиля

Месяцем позже Прохоров озвучил первые цифровые характеристики. Новинка должна была весить не более 700 кг, а планируемый расход топлива составлял чуть больше 3 литров на 100 километров. Ориентировочная цена, которую назвал учредитель проекта, не должна была превышать 300 тысяч рублей. Также Прохоров объявил, что производство будет отстроено с нуля. Мощности будущего завода планировались на выпуск не менее 10 тысяч машин ежегодно. Предполагалось, что местом дислокации проекта станет Тольятти.

В апреле 2010 года в прессе упомянули холдинг «Яровит». Холдингу принадлежал 41% акций, и он должен был приступить непосредственно к созданию автомобиля. Андрей Бирюков, президент «Яровита», оценил проект в сумму около 150 миллионов долларов. А учитывая гибридный характер машины, его первоначальная стоимость оказалась переоценена.

Только спустя полгода первые эскизы авто были представлены на суд публики.

Эскиз ё-мобиля

Эскиз ё-мобиля вызвал всеобщее восхищение

Общественность пришла в восторг от новых современных компактных автомобилей, что неудивительно при оглашённой ранее стоимости.

Имя «Ё-Мобиль», а точнее сначала только «Ё», появилось лишь в ноябре 2010 года. А уже в декабре была открыта выставка, где каждый желающий мог посмотреть одновременно сразу на три модификации «Ё-Мобиля»:

  • городской хэтчбек;
  • кроссовер-купе;
  • фургон.

Каждый из представленных вариантов — полноценный ходовой прототип. Роль агрегатов играли два двухцилиндровых ДВС. Планы запуска в производство роторно-лопастного двигателя вызвали у широкой публики и профессионалов некоторое замешательство. Причина этого заключается в том, что такой слишком уж экзотичный мотор ни разу не был воплощён в рабочем экземпляре. Масла в огонь негатива подлил Андрей Бирюков, высказавший идею построить несущий кузов не из металлических, а из полимерных материалов.

В 2011 году было принято решение о переносе завода из Тольятти в Санкт-Петербург, где и заложили первый камень стройки. Тогда же руководство проекта заявило, что 90% комплектующих будут российского производства. Несмотря на активный пиар в СМИ, на ежедневные показы прототипов, строительство серьёзно затягивалось. Трудности коснулись и разработок. От упомянутого выше роторно-лопастного гибридного двигателя отказались в пользу обычного «фиатовского» агрегата 1.4 литра объёмом и мощностью в 75 л. с.

Начало производства было отложено на неопределённый срок. В октябре 2014 года группа ОНЭКСИМ передала все наработки институту НАМИ и объявила о закрытии проекта.

Основные характеристики машины

Оценку внешнего вида «Ё-Мобиля» не следует проводить исходя из привычных эстетических критериев. Ни один экземпляр нельзя считать стандартным. Разработчики хотели создать что-то, что было бы максимально приближено к понятию автомобиля как «средства передвижения» и не более того.

ё-мобиль

Для внешнего вида Ё-мобиля характерен двойной окрас кузова и следование основным модным тенденциям времени

Базовый окрас — двойной. Неизменен цвет дверей, элементов дверей, переднего бампера и дисков. Остальные детали представлены в разных дополнительных вариациях. Что касается этого решения и внешнего вида автомобиля в целом, то здесь обязательно нужно отметить один факт: «Ё-Мобиль» не являет собой ничью копию. Хотя модные тренды тех лет всё же очевидны:

  • массивный передний бампер с треугольными противотуманными фарами;
  • высокая кузовная линия;
  • задняя светодиодная оптика;
  • врезка выхлопных диффузоров непосредственно в задний обвес.

Кузов каждого из трёх концептов был выполнен из композитных материалов. Рама имела единый стандарт, что позволяло использовать в процессе производства модульную сборку.

Хоть создатели проекта и заявляли о народной направленности авто, даже в предполагаемых базовых комплектациях должны были устанавливаться диски диаметром 16 дюймов. На них располагалась резина на основе технологии Run-Flat. Наличие последней позволяло машине передвигаться на проколотой покрышке со скоростью до 80 км/ч за счёт внутреннего вкладыша из высокопрочной резины.

И внешний вид, и технические характеристики «Ё-Мобилей» говорят о том, что автомобиль должен использоваться преимущественно в городских условиях. Достаточно взглянуть на параметры клиренса — 170 мм у хэтчбека и фургона, 200 мм — у кроссовера-купе.

Интерьер выполнен в двух цветах по аналогу с кузовом. Приборная панель тоже не может оцениваться исходя из стандартных мерок. Здесь случился уход в своеобразный минимализм. Всего элементов несколько:

  • два дисплея по центру;
  • многофункциональное рулевое колесо;
  • три кнопки;
  • управление электропакетом с помощью кнопок на подлокотниках.
Салон ё-мобиля

Салон Ё-мобиля выполнен в стиле минимализма

На верхнем дисплее можно увидеть следующие данные:

  • скорость;
  • обороты;
  • ёмкость топливных баков и суперконденсаторов;
  • время и дата;
  • информация о файлах мультимедиа (только в режиме стоянки);
  • навигация.

Нижний дисплей — сенсорный. С его помощью производится управление всеми системами автомобиля, включая мультимедийную, навигационную, доступ в интернет, телефон и режим движения.

Очень интересное решение разработчиков — кнопки переключения передач вместо привычных для такого ценового сегмента ручек. Кнопок всего две: «вперёд» и «назад». Роль стояночного тормоза также играет кнопка, традиционно обозначенная как «Р».

Передние сиденья очень удобны во многом благодаря боковой поддержке. Задний диван нельзя назвать большим, но в хэтчбеке на нём без особых проблем могут расположиться три человека. Багажники хэтчбека и кроссовера очень внушительны. У первого 230 литров в стандартном виде, а если убрать диван, то все 1100. В кроссовере-купе — ненамного меньше. Очень впечатляющие показатели для городского малолитражного автомобиля. Вместительностью фургона можно восхищаться: 4 кубических метра при грузоподъёмности в 750 кг.

Запланированный двигатель — экспериментальный роторно-лопастной — должен был обладать небольшим объёмом, малым весом и очень продолжительным сроком службы. Возможность работать попеременно и на бензине, и на метане позволяла сократить потребление горючего до 3.5 литров на 100 км. И это при внушительной мощности в 150 л .с.

ё-мобиль фургон

Одна из трех предложенных модификаций Ё-мобиля — фургон

К сожалению, идея двухтопливного агрегата не была воплощена в жизнь. И в концептах установили уже упомянутые выше 75-сильные двигатели от FIAT.

Остальные технические характеристики, включая особенности комплектации (заявленные производителем):

  • электротрансмиссия с постоянным полным или передним приводом;
  • запас хода — 700 км на ДВС, 2 км — накопители;
  • ёмкость бака для бензина 20 л, ёмкость баллона метана 14 м3;
  • ESP, ABS;
  • наличие круиз-контроля;
  • климатическая система.

Сколько стоит «Ё-Мобиль»

Первоначально заявленная цена в 300 тысяч рублей вызвала некоторый ажиотаж у потенциальных покупателей. Однако уже спустя небольшой срок после озвучивания этой цифры стоимость будущего серийного автомобиля возросла до 360 тысяч рублей.

Постепенно разработчики сформировали новые расценки, среди которых последними заявленными стали:

  • 450 тысяч рублей за полноприводный авто с двухтопливным агрегатом;
  • 490 тысяч рублей за тот же вариант, но с дополнительными опциями.

Как известно, конечным результатом стала продажа проекта Институту НАМИ за символическую плату в 1 евро. В начале июля 2018 года в Сети появилась информация о продаже концептов «Ё-Мобилей» любому желающему частным лицом. Стоимость единицы составляла 5 миллионов рублей.

Реакция на проект

Михаил Прохоров в салоне ё-мобиля

Одной из причин закрытия проекта стало участие Михаила Прохорова в президентских выборах 2012 года

Общественность и политические деятели, несмотря на первоначальную заинтересованность проектом, постепенно остывали к нему. Причиной во многом был тот факт, что начало серийного производства постоянно переносилось. К 2012 году большинство стало прочно ассоциировать «Ё-Мобиль» с избирательной кампанией Михаила Прохорова. Заявления прессе от конструкторов становились все более амбициозными как по задумкам, так и по срокам реализации. В то время как сам коллектив нельзя было назвать опытным или высокобюджетным.

Если свести воедино всю критику от профи сферы авто, получается следующая картина:

  • пониженная пассивная безопасность;
  • заявленные ходовые характеристики не могут соответствовать реальным условиям;
  • отказ от бюджетных комплектаций лишает автомобиль «народного» статуса;
  • использование ДВС от FIAT лишает авто статуса «российского проекта»;
  • серьёзные внешние изменения перед каждой новой демонстрацией;
  • предполагаемое использование полимерных материалов в производствах кузова.

Общественность, то есть потенциальные будущие владельцы автомобиля, высказывали мнение, что действующие отечественные производители станут всячески саботировать проект.

Что случилось с «Ё-Мобилем»: почему проект был закрыт

Владимир Жириновский за рулем ё-мобиля

Единственным обладателем ё-мобиля стал лидер ЛДПР Владимир Жириновский

Насчёт причин закрытия проекта высказывалось несколько мнений. Но все эксперты сходились в том, что главное — экономика. Невозможно разработать уникальный концепт, а затем начать его серийный выпуск, не имея подобного опыта. Михаил Прохоров выбрал не слишком искушённую в плане производства компанию, которая, к тому же, обладала слегка завышенными амбициями.

Вторая причина — политическая обстановка в стране в 2013–2014 годах. Санкции, связанные с Крымским вопросом, привели к тому, что ряд организаций, сотрудничавших ранее с проектом, не могли больше делать свою работу. А изменение курса валют стало причиной снижения спроса на автопром в целом. В таких условиях даже самый уникальный и многообещающий проект не может быть настолько востребованным, чтобы не только принести прибыль, но и окупить себя. Единственным фактическим владельцем стал Владимир Жириновский, которому автомобиль был подарен лично Михаилом Прохоровым.

Видео: Почему провалился Ё-мобиль

 

«Ё-Мобиль» — амбициозный проект, который практически все время держался на энтузиазме его разработчиков. В его закрытии сыграл роль и постоянный рост цен, который негативно отразился на спросе. Первоначальные заявления о том, что 90% комплектующих будут производиться в России, оказались забыты. А всё, что в итоге представили на суд общественности, не произвело должного впечатления. Результат — сворачивание проекта, который при удачной реализации мог не просто стать событием, но и переломным моментом в судьбе отечественной автомобильной промышленности.


Рейтинг
статьи
Добавить
в избранное
Версия
для печати


Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Adblock
detector