Что означает наклейка с буквой «А» на заднем стекле и кому нужно ее использовать
Знак на заднем стекле в виде треугольника с буквой «А» — явление для российских дорог новое и неизведанное. О чём говорит этот знак?
Буква «А» – «Автономное управление»
Буква «А» предупреждает о том, что транспортное средство имеет автономное управление («А»=«Автономное управление»). Это значит, что вождение автомобиля осуществляется не обычным водителем-человеком, а автоматизированной системой.
Знак разработан для обеспечения дополнительной безопасности на дорогах и используется в рамках проведения крупного правительственного эксперимента. Достижение целей проекта имеет практическое значение для всех участников дорожного движения (водителей, пассажиров и пешеходов) в ближайшем и отдалённом будущем. К основным задачам относятся:
- апробация движения ТС с беспилотным управлением по общим дорогам, выявление и подтверждение самой возможности использования беспилотников в российских условиях;
- получение и анализ различных количественных и качественных характеристик АСВ (автоматизированной системы вождения);
- оценка эффективности и безопасности АСВ;
- выработка соответствующей нормативной базы (требований, регламентов и других технических документов).
По прогнозам на основе полученных результатов со временем будут:
- внесены изменения в правила дорожного движения;
- модернизирован городской транспорт;
- внедрены технологии беспилотного управления в сферы железнодорожного сообщения, логистики и воздушных перелётов.
Независимые эксперты относятся к инновации «со сдержанным оптимизмом», подчёркивая, что в США, Корее и ведущих странах Европы аналогичные проекты быстро и успешно развиваются. Однако на сегодняшний день умный транспорт полноценно нигде пока не функционирует. По мнению отечественных специалистов, первоочередная задача внедрения инновации в России – это создание благоприятной среды и инфраструктуры для эксплуатации беспилотников.
На какие автомобили будет наклеиваться значок «А»
В рамках проекта знак будет наклеиваться на заднее стекло беспилотных автомобилей, принадлежащих Министерству промышленности и торговли РФ и Министерству внутренних дел РФ (юридические лица, являющиеся участниками эксперимента). Тщательную проверку безопасности и надёжности транспортные средства с системой беспилотного управления проходят в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (сокращённо НАМИ).
По официальной информации на улицах уже функционирует более ста умных машин (точная цифра не называется), испытывающих автоматизированную систему.
Стоит ли опасаться беспилотных машин
Увидев в дорожном потоке транспортное средство маркированное буквой «А», не стоит напрягаться и тем более впадать в панику. Пока длится эксперимент, в каждом беспилотном авто находится пилот-инструктор. Размещаясь на месте водителя, он активирует АСВ и осуществляет контроль над ситуацией во время движения. В случае необходимости пилот имеет возможность воспользоваться управлением в ручном режиме.
При этом подчёркивается, что весь процесс – это беспилотная эксплуатация, так как в штатном режиме инструктор не вмешивается в управление машиной, все операции по вождению выполняет система.
В постановлении, регламентирующем проведение эксперимента, прописаны положения об ответственности в случае дорожно-транспортных и других происшествий на дорогах РФ с участием беспилотного ТС. Согласно документу, если нет виновных действий со стороны других участников движения, то ответственность несёт собственник самоуправляемого автомобиля.
Прежде чем выпустить беспилотники на российские дороги, автогражданскую ответственность застраховали на кругленькую сумму (озвучена цифра в 10 млн. рублей за каждое ТС).
Когда появятся беспилотники, и где они будут ездить
Реализация проекта началась 1 декабря 2018 года, а подвести основные итоги планируется к 1 марта 2022 года. Все процессы находятся под наблюдением и подвергаются тщательному многостороннему мониторингу в режиме онлайн. Промежуточные результаты подводятся каждые полгода. Проведение основных, особо значимых тестов запланировано на зиму 2022 года. Именно по их результатам планируется внести некоторые изменения в ПДД, касающиеся высокоавтоматизированных ТС.
Опытными площадками для экспериментальной эксплуатации высокоавтоматизированных ТС стали дороги общего пользования в Москве и Татарстане. Конкретные улицы, дороги и маршруты на данном этапе реализации проекта не называются.
Развитие самоуправляемого автотранспорта имеет ряд преимуществ:
- программы не позволят беспилотникам нарушать правила дорожного движения;
- не возникнет проблем с соблюдением режима труда и отдыха;
- отпадёт необходимость обучения для получения прав.
По устоявшемуся мнению специалистов полное исключение человеческого фактора способствует значительному понижению ДТП. Если эксперимент пройдёт успешно, а его результаты будут использованы для дальнейшего развития автоматизированной системы, то со временем дорожное движение станет более упорядоченным, безопасным и комфортным.