Как выбрать первый автомобиль: 5 советов полному чайнику
Купить подержанное авто может каждый, но дело это ответственное и связано с многочисленными рисками. Покупка недешевая, а гарантии отсутствуют. Однако если знать некоторые нюансы того, как выбрать автомобиль для начинающего, можно снизить риски и не разочароваться.
Выбор авто по цене
При покупке автомобиля на вторичном рынке многие совершают одну и ту же ошибку, не могут объективно оценивать реальную рыночную стоимость и выбирают модели, цены на которые явно занижены. Явление можно наблюдать, просматривая объявления автодилеров. Крупные автосалоны дорожат своей репутацией и продают автомобили, сданные по программе Trade-In в качестве оплаты нового. В таких салонах тщательно подходят к подготовке б/у машины перед продажей, а потому и ценник будет точно не занижен.
Низкой ценой грешат разные автостоянки и перекупщики, у которых можно купить дёшево внешне привлекательный авто. На деле это окажется «распил» (после ДТП из двух кузовов собирают один), восстановленный после аварии и т. д. В лучшем случае 100% будет скручен пробег. Чтобы не допустить подобного, рекомендуется, увидев выгодную цену, поискать объявления о продаже таких же моделей того же года выпуска и похожей комплектации. Проанализировав информацию, не составит труда определить среднюю рыночную стоимость.
Стоит также учитывать, что имеющийся бюджет не нужно полностью тратить на покупку. Подержанный автомобиль потребует замены расходных материалов (моторное, трансмиссионное масло, фильтры и т. п.), поэтому нужно рассчитывать только на 85–90% имеющихся средств.
Проверка юридической чистоты
Ещё до связи с продавцом можно проверить автомобиль на юридическую чистоту. Для этого существует масса специальных сервисов, которые за определённую плату выдают историю машины. Для проверки нужен госномер или VIN (узнать у продавца, если в объявлении не указана такая информация). Благодаря такой проверке выявляются следующие данные:
- количество владельцев;
- дата выпуска;
- базовая информация (о типе двигателя, номере ПТС и т. д.)
- дата совершения сделок купли-продажи (если несколько владельцев);
- реальный пробег (на основе данных техосмотра);
- данные об участии в ДТП;
- сведения ОСАГО;
- нахождение в розыске;
- наличие ограничений регистрации;
- данные из реестра залогов;
- судебные решения;
- использование в каршеринге и такси.
Нюансы объявлений
Сегодня потенциальные покупатели чаще ищут объявления в интернете. Просматривая их, нужно обращать внимание на количество фото. Если продавец выкладывает больше пяти фото с разных ракурсов, показывает отсутствие дефектов (или наоборот, их наличие), показывает багажник, моторный отсек, днище, подвеску и т. д., значит, и скрывать ему нечего, к тому же так он избежит ответов на одни и те же вопросы.
Важно обратить внимание и на описание, наличие шаблонных фраз «не бита, не крашена», «один владелец дедушка», «без вложений, сел и поехал», «все вопросы по телефону или в ЛС» или креатив с «бородой» «одной рукой рулю, другой слезы счастья вытираю» может говорить о том, что машину продает «перекупщик». Честный продавец редко такие фразы использует, наоборот, в объявлении будет указано, когда и что было поменяно или отремонтировано, когда менялись расходники, наличие болячек (повышенный расход масла, коррозия), исправленные повреждения и т. п. Естественно, перекупщики такой информацией не владеют.
Нелишним будет поинтересоваться причинами продажи. Хорошим знаком будет нужда в деньгах для покупки дома, авто классом выше или другого типа, пополнение в семье. Если же продавец отвечает на этот вопрос что-то абстрактное, то, возможно, он скрывает истинные причины, по которым хочет избавиться от автомобиля.
О состоянии машины также лучше спросить сразу. По доброте душевной цену не занижают. Следует узнать, как эксплуатировался авто, может, ездили с работы домой и обратно, а может, использовали в качестве такси, разница огромная.
О пробеге
В нашей стране невозможно доверять показаниям одометра. К сожалению, скручивают пробег многие продавцы, а если и не скручивают, то могут установить панель приборов от другого авто, поэтому не помешает ориентироваться на косвенные показатели реального пробега. Ничего сложного в этом нет. Например, если рычаг КПП, накладки на педалях, рулевое колесо и кнопки сильно затерты, а сиденья продавлены, при этом на приборной панели высвечивается пробег около 50–70 тыс. км, он явно не соответствует действительности.
Конечно, всё вышеперечисленное прежний хозяин может предусмотрительно заменить, но если речь идёт об автомобилях бюджетного класса, восстановление салона дело затратное и потому не окупится. О пробеге можно судить и по состоянию лакокрасочного покрытия: множество сколов, царапин и потёртостей также может указывать на реальный пробег. При встрече непосредственно с хозяином авто можно спросить, куда он чаще всего ездил и на какие расстояния, в каком сервисе обслуживался.
Осмотр автомобиля
Перед тем как встречаться с продавцом, следует подготовиться. Не нужно ехать на осмотр одному. В идеале лучше взять с собой опытного человека, который разбирается в автомобилях, а ещё лучше профессионального автомеханика.
Если нет такой возможности, можно взять кого-то для моральной поддержки, этот человек должен суметь при необходимости отбить желание покупать авто после беглого осмотра. Многие автолюбители, увидев впервые своего будущего железного друга уже не способны реально оценить имеющиеся недостатки. Рекомендуется заранее обговорить с продавцом возможность осмотра автомобиля на СТО, естественно, это повлечет дополнительные финансовые расходы с вашей стороны. Если продавец отказывается, разворачивайтесь и уходите. Обычно добросовестный владелец авто не против осмотров, естественно, за ваш счёт.
При осмотре автомобиля нужно соблюдать несколько важных правил:
- Проводить осмотр в сухую погоду.
- Не торопиться и не давать торопить себя продавцу, детально осмотреть всё до мелочей.
- Ориентироваться на первое впечатление (если изначально автомобиль при первом взгляде не приглянулся, то и продолжать осмотр бессмысленно).
Первое, на что обращается внимание, это равномерность зазоров между деталями кузова, несоответствие которых может указывать на попадание в ДТП (на отечественные автомобили это правило не распространяется, т. к. неравномерные зазоры наблюдаются уже после сборки на конвейере завода).
Автомобиль старше пяти лет с идеальным ЛКП найти сложно, если только он не стоял в гараже под чехлом. Поэтому важно выяснить о наличии крашеных деталей. При этом речь не идёт о бамперах и накладках, это пластик, который легко заменить.
Чтобы правильно выбрать машину с пробегом, следует осмотреть болты креплений на дверях, капоте, багажнике и т. д., если они явно никогда не откручивались, значит, деталь не снималась и не перекрашивалась (если перекрашивалась без снятия, значит, делали это непрофессионалы, заметить такую работу можно невооружённым глазом). Для большей убедительности можно воспользоваться специальным прибором — толщиномером.
При осмотре можно обратить внимание на стекла, маркировка на них должна совпадать с годом выпуска автомобиля. В салоне авто обязательно нужно поднять покрытие на полу и осмотреть все полости, где может находиться влага. В таких местах рано или поздно начинается коррозия.
Все современные автомобили нашпигованы электроникой, поэтому точно не будет лишним провести компьютерную диагностику для проверки исправной работы всех систем. Для этого, а также для диагностики ходовой части, работы двигателя стоит обратиться к профессионалам на СТО.
Хотелось бы напомнить, что при покупке подержанного авто никто не запрещает торговаться, особенно если такая возможность предусматривается в объявлении. Хорошим основанием послужит наличие выявленных дефектов, о которых продавец не сообщил или попросту сам не был в курсе.