Show
Статьи

10 правил безопасного и эффективного «прикуривания» автомобиля

Автомобильный аккумулятор может разряжаться по разным причинам. Чаще всего в сильный мороз происходит разряд, в результате которого возникают трудности с запуском двигателя. На стоянках обычно есть транспортные средства, которые заводятся без особых затруднений. Они и могут стать «донорами» электрической энергии. С их помощью можно произвести запуск ДВС от внешнего источника.

Изучение инструкции автомобиля

Некоторые производители в инструкции по использованию автомобилей рекомендуют поступать в данной ситуации согласно определенным правилам. Поэтому желательно ознакомиться с рекомендациями изготовителя своего авто, как нужно поступать в том или ином случае.

«Прикуривание» только исправных автомобилей

Среди автомобилистов принято называть процедуру запуска двигателя автомобиля от аккумуляторной батареи, установленной на другом транспортном средстве, «прикуриванием». Следует учитывать реальное состояние автомобиля, который нуждается в «прикуривании»:

  • если аккумулятор сел в результате попыток завести ДВС, у которого наблюдаются нарушения в системе питания, то подача дополнительной энергии для запуска окажется бесполезной;
  • при сбоях в системах электрооборудования, например, слабой искре на свечах, в холодный период запустить силовой агрегат будет крайне сложно. Сначала следует устранить причины некачественного искрообразования;
  • при наличии аккумуляторной батареи, в которой электролит замерз, она будет представлять опасность для обоих водителей, участвующих в процедуре запуска;
  • если отсутствует топливо в баке, любые дополнительные манипуляции с накопителями электроэнергии бесполезны.

«Прикуривать» следует только те транспортные средства, которые способны завестись. Обычно длительность прокручивания коленчатого вала не превышает 8-10 секунд.

Использование для «прикуривания» примерно такого же аккумулятора

Чтобы гарантированно провернуть коленчатый вал двигателя, необходимо иметь запас по току на аккумуляторной батарее. Маломощный аккумулятор не провернет коленвал крупного силового агрегата. Часть энергии будет расходоваться не только на запуск, определенное количество будет использовано для подзарядки севшей батареи.

На практике установлено, что донор должен иметь характеристики, близкие к запускаемому устройству. Использование для «прикуривания» накопителя электроэнергии с более высоким потенциалом помогает проворачивать коленчатый вал даже в условиях застывания моторного масла у замерзшего авто.

Соблюдение полярности

Из школьного курса физики мы усвоили пример повышения напряжения на клеммах источников постоянного тока при включении их в последовательную цепь. Даже само построение батарей основано на подобном принципе: шесть аккумуляторов включены последовательно. В результате получают напряжение 12 В, хотя в цепи каждый источник питания способен дать 2 В. Происходит умножение напряжения пропорционально количеству подключенных в цепь отдельных элементов.

Но данный пример не подходит для случая «прикуривания» от другого автомобиля. Требуется не последовательное, а параллельное включение донора в цепь пострадавшего. Поэтому нужно присоединять плюс к плюсу, а минус – к минусу. Если нарушить условие соблюдения полярности, то может возникнуть ситуация быстрого разряда на клеммах донора. Он может закипеть и даже взорваться.

Сначала «плюсы», потом – «минусы»

Опытные водители знают, что «минус» соединен с массой автомобиля. Поэтому он подключается только после включения в цепь «плюса». Подобный подход помогает избежать искрения при подсоединении проводов питания от донора к обесточенному авто.

Любое нарушение последовательности обязательно приведет к ошибкам включения, а те – к возникновению опасных ситуаций. Никто не хочет наблюдать, как взрывается аккумулятор, а электролит разлетается на расстояние до 8-12 м.

Использование проводов большого сечения с надежными зажимами

Установлено, что при запуске прогретого автомобиля величина силы тока достигает 60-80 А. Для холодного мотора с загустевшей смазкой нужно подавать напряжение с силой тока, достигающей значений свыше 110-120 А.

Провода малого сечения окажут значительное сопротивление. Поэтому для «прикуривания» нужны толстые электропроводники. Опытные автомобилисты возят с собой «прикуриватели», имеющие сечение до 24-36 мм².

Снизить величину потерь помогают мощные зажимы. Среди пользователей возник свой термин – «крокодилы». Их задачи:

  • плотно соединиться с клеммами аккумуляторов;
  • получить, а затем и передать ток от донора к «больному» аккумулятору.

Чем сильнее сжимаются клешни «крокодилов», тем меньшее электрическое сопротивление наблюдается в точках контакта. Наличие толстых электропроводов и надежных зажимов поможет избежать ненужных потерь электроэнергии. Особенно важно соблюдать эти условия в ситуациях ограниченных ресурсов питания.

Некоторые водители в целях экономии могут польститься на приобретение недорогих проводов с тонкой изоляцией. Но в этом случае можно получить обратный эффект:

  • при прохождении тока, имеющего силу более 100 А, проводники нагреваются: их температура может достичь 80-90°С;
  • при нагревании термопластика свыше 60-65 °С он расплавляется;
  • расплавленный пластик может остаться на поверхности автомобилей, участвующих в операции.

Возможны и более опасные ситуации, когда изоляция нарушается до такой степени, что возможно соединение «плюса» на массу одного из авто. Тогда возникнет короткое замыкание со всеми негативными последствиями.

Длины проводов должно быть достаточно, чтобы передать энергию от одного транспортного средства другому. Следует помнить, что ситуация для «прикуривания» может быть такой, что автомобилям окажется неудобно подъехать на минимальное расстояние. Тогда любые попытки «прикурить» окажутся бесполезными.

Соединение «минуса» с «массой» запускаемого автомобиля

Чтобы понять, куда соединять «минус» на автомобиле, нуждающемся в помощи, следует вспомнить электрическую схему на автомобилях. Масса всего авто соединена на «минус». Поэтому отрицательный проводник от донора лучше соединить с оголенными частями машины.

Для проворачивания коленчатого вала и запуска используется стартер. Наилучшим вариантом окажется соединение дополнительного питания именно к нему. Но в большинстве автомобилей доступ к стартеру затруднен. Соединить можно к неокрашенному металлу на моторе. Тогда исключаются потери тока в цепи между аккумулятором и двигателем.

Практика доказала, что крокодил с «минусом» требуется соединять к массе силового агрегата. Эффект «прикуривания» окажется более эффективным.

Правильная прокладка проводов

Прокладывая провода для получения дополнительной энергии от другого транспортного средства нужно выполнить ряд требований:

  • проводники не переплетать между собой;
  • раскручивать моток полностью, чтобы не образовывать петли из проводов;
  • располагать проводники так, чтобы удобно было подключить к клеммам и массе.

При запуске нежелательно находиться в промежутке между электропроводниками.

Самостоятельное подключение и лишняя проверка правильности соединения

Иногда лишняя торопливость окажется вредной. Поэтому действовать должен более опытный водитель. Наличие опыта «прикуривания» – важное преимущество.

Самостоятельно следует проверить, насколько правильно выполнены соединения. Обязательно уточняется, как произведено присоединение к «плюсу». «Крокодил» должен быть жестко соединен с соответствующей клеммой аккумуляторов. Следует исключить возможность его смещения при возникновении вибрации в момент проворачивания коленчатого вала двигателя.

Произведя все стыковки, нужно еще раз проверить, насколько правильно выполнены соединения проводов, крокодилов, клемм и массы.

Запуск двигателя машины-донора

При пуске на нормально прогретом автомобиле сразу после первых оборотов ДВС начинает отдавать энергию всем системам машины. До 45-50% электроэнергии от генератора возвращается аккумулятору. Ему нужно восполнить затраты, потребовавшиеся в момент запуска.

Нормальная зарядка аккумулятора происходит при силе тока от 2-4 до 8-9 А. В момент запуска требуется поддерживать в течение нескольких секунд силу тока до 80-120 А. Для компенсации потерь нужно проработать в режиме зарядки не менее нескольких минут.

Чтобы не оставить донора без запаса энергии, запускают двигатель на автомобиле, отдающем электрический ток другому транспортному средству.

Если операция проводится от большегрузного авто, то необходимость работы ДВС при «прикуривании» отпадает. Мощность подобных аккумуляторных батарей может достигать до 150-250. Запас значительный. Поэтому большегрузы запускают нуждающиеся моторы без запуска своего двигателя.

При запуске от донора у потребителя величина тока зарядки может превысить допустимые пределы (ограничители  в этом не участвуют, соединение осуществляется напрямую). Нужно открыть крышки аккумуляторов.

Может закипеть электролит. Если ограничить испарение, то возникает вероятность взрыва. Поэтому на период запуска крышки отворачивают. При устойчивой работе двигателя после отключения донора их снова закручивают.

Соблюдая правила подключения проводов от донорской аккумуляторной батареи, можно заводить моторы транспортных средств даже в период сильных холодов.


Рейтинг
статьи
Добавить
в избранное
Версия
для печати


Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Adblock
detector