Первый в мире армейский джип
Многие из посетителей ММАС-2018 не могли сдержать улыбку, рассматривая экспонировавшиеся там ретроавтомобили. Веселье вызывала маленькая и на вид неуклюжая машина, многим напомнившая выпускавшуюся в СССР мотоколяску — ту самую «Не шуми! Я инвалид!». Но почему она окрашена в фельдграу — цвет армейской техники германского вермахта?
На этот вопрос ответят многие знатоки автостарины. Они тоже останавливались перед этой машиной, но не для того, чтобы посмеяться. Наоборот, они были восхищены, ведь этих автомобилей в мире осталось от силы десяток.
Никакая это была не «инвалидка». На стенде стоял Kurogane («Чёрная сталь», если по-русски) Type 95 — японский армейский внедорожник времён Второй мировой войны. Он был спроектирован на известной в прошлом фирме Rikuo Nainenki, производившей тяжёлые военные мотоциклы с коляской уникальной конструкции. Ковалась «Чёрная сталь» с 1935 г. в Токио на производстве Nippon Nainenki Seiko.
Чем же знаменит Kurogane Type 95? Это самый первый в истории серийный легковой внедорожник с колёсной формулой 4х4 для армии. Да, есть немецкий полноприводный кюбельваген Stoewer R180, но его производство было начато в 1936 г. Кроме того, немец снискал лавры первого массового армейского «проходимца». По тиражу он превзошёл японского коллегу — за 10 лет было выпущено всего 4 775 «Куроганов» в 3 модификациях. Поэтому самый первый военный джип в мире — это маленький самурай, а не «Штёвер», как считают некоторые любители ретро, и уж точно не Willys MB.
Второе достоинство «Курогана» — уникальность его конструкции. Это обусловлено тем, что автомобиль был создан «с нуля» специально для армии, а не стал переделкой гражданской модели. При этом в конструкции использовались узлы и агрегаты только местного производства. Сама же она надолго стала классической для всех внедорожников. Основа Kurogane Type 95 — двойная лонжеронная рама с пятью поперечинами. Передний и задний бамперы, кстати, крепятся к выходящим концам рамы.
Кузов машины — двухдверный фаэтон на 3 места. С виду они крохотные, но ведь сыны Ямато тогда были почти на 20 см ниже своих потомков и гораздо субтильнее, поэтому размещались вполне комфортно. Позже выпускались и фаэтоны на четверых, отличавшиеся вертикальной задней стенкой и другим тентом, а также пикапы с закрытой двухместной кабиной и небольшим кузовом, использовавшиеся для буксировки лёгких противотанковых пушек. Кроме того, в «Куроганы» часто устанавливались пулемёты.
Пушка, пусть и маленькая — увесистая штука. Чтобы её везти, нужен мощный мотор. Сил у «Курогана» хватало — под его капотом стоял двухцилиндровый V-образный верхнеклапанный двигатель воздушного охлаждения объёмом 1200 куб. см и мощностью 33 л. с., демонстрировавший прекрасную тягу на низких оборотах и разгонявший машину полным весом 1 250 кг до 70 км/ч.
Этот мотор — лицензионная копия знаменитой «Суставчатой головы», Harley-Davidson EL, адаптированная к применению на автомобиле. Двигатель трудился в паре с трёхступенчатой КП и раздаточной коробкой без «понижайки» и блокировки межосевого дифференциала. Передняя подвеска — независимая на поперечных рычагах и пружинах, задняя — неразрезной мост на полуэллиптических рессорах. Барабанные тормоза с механическим приводом стояли только на задних колёсах.
При скромных габаритах (база — всего 2 м) Kurogane Type 95 имел клиренс 230 мм и 18-дюймовые колёса с характерными для военной техники узкими «зубастыми» покрышками. Автомобиль демонстрировал великолепную проходимость, а его двигатель с принудительным воздушным охлаждением просто идеально подходил для армейского внедорожника, благополучно перенося эксплуатацию в местности с большими перепадами высот и температур. А уж наличие воды вокруг его не волновало вообще.
Имелась у машины и пара интересных особенностей. Первая — 2 бензобака, размещённые в корме у бортов и заправлявшиеся из отдельных горловин. В то время так не делал никто. Водитель управлял подачей бензина с помощью четырёхпозиционного переключателя на приборной панели: можно было качать топливо из каждого бака по отдельности или из обоих сразу. Была возможность и перекрыть подачу бензина, например, при ремонте мотора.
Вторая «фишка» — электропривод «дворников» и выдвижные указатели поворота. Тогда это было далеко не на всех гражданских машинах.
«Куроганы» успешно воевали в качестве разведывательных, связных и командирских машин, а также как артиллерийские тягачи и мобильные пулемётные установки. Прочные и неприхотливые машины высоко ценили не только сами японцы — советские и американские военные тоже широко использовали трофейные «Куроганы». Немало их досталось Народно-освободительной армии Китая, которая успешно использовала машины ещё добрый десяток лет.
После капитуляции Японии американская оккупационная администрация запретила выпуск «Куроганов». А делавшая их фирма Nippon Nainenki Seiko дожила до 1965 г., а потом вошла в состав Nissan.