Параметрический эквалайзер и его подробный обзор
Параметрический эквалайзер в состоянии скорректировать большинство «ляпов» акустических систем, устанавливаемых в автомобиле. Это идеальное решение для меломана, не имеющего специального измерительного оборудования, которое в автомобиль и не поставишь.
Параметрические эквалайзеры очень удобны, когда настройка требуется в 3-4 полосах.
Немного полезной информации
Особенности таких регуляторов в следующем:
- Параметрическим данный регулятор назван отчасти из-за того что для каждой из частот осуществляется отдельная настройка. Так, центральная частота или Frec корректируется отдельно. То же самое можно сказать и про две другие полосы: Q и Gain (величину подъема).
Примечание. Существуют такие модели параметрических регуляторов, в которых есть возможность даже выставлять на каждую полосу определенный тип кроссовера.
- Одним словом, эти регуляторы имеют по три органа управления. Что касается диапазонов изменения значений, то они могут достигать очень больших величин.
К примеру, если глубина корректировки тембра составляет порядка 15-20 дБ, то частота настройки способна изменяться в 100 и более раз. А добротность и того больше. В отдельных моделях изменения возможны и до 1000 раз; - Получается, что при использовании такого регулятора пользователю дается возможность точно подбирать нужную частоту, а также эффективно ее регулировать;
- Отметим сразу, что аналоговые параметрические регуляторы сегодня встречаются крайне редко. Зато, после достижений в области цифровой обработки стали выпускаться цифровые параметрические регуляторы с большим количеством настраиваемых частот (практически неограниченным), чем у аналоговых.
Примечание. Скажем больше. В цифровых регуляторах часто имеются еще и дополнительные параметры полос. К примеру, такие как тип кроссовера, характер кривой и прочее.
- Нередко параметрические регуляторы служат, как один из составных обработки АС процессоров;
- Случается и такое, что в некоторые бюджетные автомагнитолы устанавливаются регуляторы с ограниченными возможностями. Этот вариант называется полупараметрическим.
Фильтры
В параметрических эквалайзерах используются следующие типы фильтров:
- Лоу пасс – отвечающий за НЧ;
- Хай пасс – отвечающий за ВЧ;
- Пекинг – полосовой фильтр;
- Лоу шелф – низкочастотная полка или шельф;
- Хай шелф – ВЧ полка.
Эквалайзеры с различным количеством полос
Итак, в тех случаях, когда нужна бывает коррекция 3-4 полос, то подбирается соответствующий эквалайзер (см.Как настроить правильно эквалайзер). Он позволяет провести регулировку только в требуемых частотных полосах, не затрагивая другие участки. В результате этого значительно снижаются искажения сигнала.
Примечание. Существует даже такое высказывание, что автомобильные регуляторы звучания с настраиваемой добротностью, с точки зрения минимального вмешательства в сигнал, вне конкуренции.
Поговорим теперь о профессиональных автомобильных эквалайзерах. Они уже корректируют большее количество локальных дефектов. В некоторых случаях используется 15-полосный вариант, порою даже 30-полосный с фиксированной добротностью.
Примечание. Такие профессиональные модели требуют постоянного контроля акустической системы, так как получение гарантированного результата, в противном случае, просто невозможно. Считается, что именно по этой причине многополосные эквалайзеры не получили широкого распространения.
Большая часть параметрических эквалайзеров, встроенные в автомагнитолы и отдельные спроектированы с учетом именно этих особенностей. Соответствие с ними в большинстве случаев и определяют цену.
Настройка параметрического эквалайзера может быть спокойно осуществлена своими руками. Достаточно будет иметь под рукой инструкцию и фото – материалы. Не помешает и подробный видео обзор.