Чем отличается акустика компонентная от коаксиальной
Пожалуй, нет такого автовладельца который не оказывался бы перед кажущемся сперва несложным выбором: приобрести штатную, недорогую автомагнитолу или же пробить серьёзную брешь в своем бюджете, приобретя качественную аппаратуру, цена которой заставляет взвесить все «за» и «против» при принятии данного решения.
Подойдя со всей серьезностью к выбору автомобильной акустики невозможно обойти стороной главный вопрос — чем отличается компонентная акустика от коаксиальной? Поиск ответа на данный вопрос заставляет автовладельца длительное время балансировать при принятии решения, изучать недостатки и преимущества каждой из систем, взвешивать свои предпочтения и возможности.
Но правильный выбор имеет место быть только в том случае, когда наименования и технические характеристики являются не простым набором букв, а являются много говорящими за себя терминами. Как раз для проведения четкости вашему вниманию представлена данная инструкция, объясняющая, в чем отличие компонентной акустики от коаксиальной?
Первичные вводные
Для начала было бы неплохо понять то, что какая бы акустическая система вам не понравилась, она все равно будет представлять собой компоновочную схему, которая представляет собой не только автомобильную магнитолу и пару динамиков, но еще и усилитель, чейнджер, сабвуфер, множество проводов и монтажных приспособлений (пример на следующем фото).
Коаксиальная акустика
Если судить по ценовому возрастающему фактору, то первым в данном списке находится обыкновенный широкополосный динамик.
Далее по списку идет коаксиальный динамик для автомагнитолы, чье преимущество перед широкополосным заключается в большем охвате полосы воспроизведения звуковых частот.
Конструктивная особенность самой коаксиальной акустической системы такова:
- В одном корпусе наличествуют несколько динамиков;
- Воспроизведение звуковых колебаний различных частот разбиваются по областям;
- Для разделения электрического сигнала идущего от «головы» к динамику используется специальный фильтр – кроссовер* (в более «серьезных» моделях выполняется в отдельном корпусе, в болеe «простых» в качестве фильтра используется обыкновенный конденсатор).
Кроссовер представляет собой схему «конденсатор — катушка индуктивности», назначение которой: разделение определенных значений всего спектра частот по звуковым дорожкам. Применяется как в компонентной, так и в коаксиальной акустической системе.
Совет! Выбор правильных компонентов фильтра играет огромную роль в звучании всей акустической системы.
Главным преимуществом коаксиальной акустической системы является то что, не имея на руках большой денежной суммы вполне возможно скомплектовать «под себя» достойный вариант компоновочной акустической схемы.
И более того, установка данной системы не вызовет у владельца авто каких либо сложностей, все работы по монтажу и подключению можно сделать своими руками в несколько этапов:
- Устанавливаем новое оборудование на штатное место (более дорогие модификации, как правило, устанавливаются нестандартно, на пьедестале и т. п.);
- Подключаем выхода динамиков непосредственно к самой магнитоле или же к усилителю сигнала.
К недостаткам вышеописанной системы можно отнести, вопреки вышеописанным похвалам, качество звучания, которое несколько в стороне от идеальных параметров. Все дело в том, что один динамик просто физически не может четко воспроизвести весь спектр звука, смешение частот неизбежно, что и отражается на качестве звучания.
Компонентная акустика
В более выгодном свете по качеству звучания и неискаженными частотами выглядит компонентная акустическая система, в которой каждый динамик воспроизводит именно свой частотный диапазон и подключается к своему индивидуальному каналу автомагнитолы/усилителю, за счет чего вся акустическая схема работает слажено и её составляющие не мешают, не перебивают друг друга.
Однако, как известно за все нужно платить:
- Цена на данный вид акустики на порядок выше;
- Высокие требования к самой автомагнитоле(см.Сравнить автомагнитолы и выбрать лучшую), цены на которую так же «кусаются» (подключив весь профессиональный «фарш» к обычной «голове» вы вряд ли станете ценителем хорошего звука);
- Сложности монтажа (своими руками правильно разнести по частотам и установить динамики в салоне автомобиля будет несколько проблематично, хотя как знать, не боги ведь горшки обжигают, да и видео инструкций в сети полным полно…);
- В большинстве случаях не удастся избежать применения в салоне автомобиля дополнительных звукоизоляционных материалов.
Размышления вслух, сравнение
К сожалению, в настоящий момент не существует компании производителя, которая бы выпускала идеальные компонентные акустические системы, у каждой имеются как свои преимущества, так и недостатки.
А если предположить что автомагнитола большую часть своего рабочего времени занимается радиовещанием, то возникает резонный вопрос о целесообразности таких высоких материальных затрат. Достаточно будет уже установленных автопроизводителем обыкновенных широкополосных динамиков, так как всё равно никакая акустика не сможет качественно раскрыть глубокие басы и высокие частоты вашей любимой радиостанции.
Главное же отличие коаксиальной акустики от компонентной в том, что коаксиальная играет из одной точки, а компонентная, так как установят её динамики. Что же касается диапазона воспроизведения, то у обоих он разбивается на несколько частей, но в обоих случаях «высокочастотники» не мешают распространяться низкочастотным волнам.
В принципе, динамики в обоих случаях должны находиться как можно ближе друг к другу, особенно данное условие актуально для «высокочастотников» подключенных в трехполосной системе.
Акустические системы различаются по количеству подключенных динамиков и по форматам воспроизведения звука (реализуются за счет сочетания нескольких систем акустик):
- Двухполосная включает в себя НЧ/СЧ (мидбасы) и СЧ (твитер) динамики;
- Трехполосная — добавляется еще один СЧ динамик.
Число полос определяется кроссовером – число полос равно количеству входящих динамиков:
- Стерео формат (2-х канальный) – пара фронтальных широкополосных акустических систем;
- Dolby Surround, объемный звук (4-х канальный) – пара фронтальных + пара тыловых систем;
- Эффект присутствия, 5.1, Dolby Digital (6-ти канальный) — пара фронтальных + пара тыловых + центральная система, а так же сабвуфер.
Помимо этого необходимо учитывать и физический размер динамиков, так как качество звучания динамиков работающих в областях низкой и средней частоты сильно зависит от размера футляра (акустического оформления).
Например:
- Для воспроизведения «глубоких» басов рекомендуется устанавливать 16-17 сантиметровые динамики (но даже с такими «блинами» вам не угнаться за самым заурядным сабвуфером, который просто незаменим на низких частотах);
- Размерность динамиков в 10, 13 и в 16 сантиметров рассчитаны на объем эквивалентный двери автомобиля, что предполагает их установку в корпус двери (бывают и исключения, необходимо смотреть индивидуально в рекомендациях по установке, которая иногда может быть просто напечатана на упаковочной коробке);
- К высокочастотному динамику в силу его небольших размеров не стоит относиться с пренебрежением, он играет очень большую роль во всей компоновочной акустической схеме.
Итоги
Переосмыслив вышеизложенную информацию и ответив на свой вопрос о том, чем отличается коаксиальная акустика от компонентной, предлагаю подвести некоторые итоги:
- Не стоит менять штатную акустику тем, кто раз в день, по полчаса использует свой радиоприемник лишь для прослушивания новостей;
- Маленький автомобиль так же не совсем удачный вариант для установки компонентной акустической системы, поскольку небольшое пространство салона такого автомобиля просто физически не сможет полностью раскрыть весь спектр частот, а сама акустика займет практически всю полезную площадь багажника (если конечно её туда удастся запихать);
- Ну а тем кому «медведь на ухо наступил» или же просто не является большим поклонником качественного звучания просто не целесообразно платить высокую цену за «прокаченную» систему, ощутимую разницу вы, скорее всего, не почувствуете;
- Если вы все-таки являетесь фанатом качественного звука или же считаете себя таковым, то экономия на акустике для вас просто не приемлема, для вас проложена одна дорога – компонентная акустическая система хорошего качества.
В заключение хотелось бы вас попросить не пренебрегать полученными знаниями во время выбора нужной вам акустической системы, и пожалуйста, будьте аккуратны – излишний шум является отвлекающим фактором, что не может не сказываться на качестве управления автомобилем.
1 комментарий