Show
Статьи

Генеалогия советских авто: малоизвестные факты

Ни для кого не секрет, что корни генеалогического древа почти всей продукции советского автопрома уходят за границу. Например, «откуда есть пошла» наша «копейка», знают стар и млад. Какие из американских автомобилей стали базой для создания советских представительских лимузинов и знаменитой 21-й «Волги» — тоже секрет Полишинеля. Но иностранное происхождение некоторых отечественных машин (или каких-то из их узлов) известно не всем. И сейчас мы о нём расскажем.

Опель

Передовой для конца 30-х Opel Kapitan с несущим кузовом и независимой передней подвеской

Открывает наш ретро-парад легендарная «Победа», выпуск которой был начат в 1946 г. Это не на 100% наша разработка — элементы конструкции несущего кузова и передняя подвеска заимствованы у Opel Kapitan 1938 г. А год спустя на конвейер встал «Москвич-400/420» — точная копия Opel Kadett того же модельного года.

Москвич

«Москвич-400/420», справа вверху — Opel Kadett. Как говорится, найдите 10 отличий

Внедорожная советская техника — сплошь иностранные заимствования. Например, «ГАЗ-69», который начали выпускать в 1952 г. Базой для его создания послужил немецкий внедорожник Stoewer R180, производившийся в разных модификациях в 1936–43 гг. Они и внешне похожи, разве что дизайн «газоновского» передка сделали другим, в стиле американской техники. Кстати, Stoewer — первый в мире крупносерийный легковой автомобиль с полным приводом, а значительную часть этих машин «сумрачный германский гений» сделал ещё и полноповоротными. О таком в СССР могли только мечтать.

Штёвер

Stoewer R180. Комментарии излишни

В более тяжёлой весовой категории блеснул «ГАЗ-62» — грузопассажирский внедорожник, берущий на борт до тонны разной поклажи. По агрегатам он был унифицирован с грузовиком «ГАЗ-63», внешне похож на «ГАЗ-69», но в его основе лежал заслуженный вояка Dodge WC51, называемый фронтовыми водителями «Додж — три четверти» из-за грузоподъёмности в 750 кг. ГАЗ-62 было выпущено совсем немного, но на его основе была создана легендарная «Шишига» — армейский бескапотник «ГАЗ-66».

ГАЗ-62

«ГАЗ-62» не похож на Dodge WC51. Но только внешне

Теперь заглянем в мир грузовиков тех лет. Перед нами — УАЗ-300 с грузоподъемностью в тонну. Он базировался на агрегатах «Победы», а вот его дизайн конструкторы «спионерили» у распространённого за рубежом грузовика Ford 2G8T — много таких завезли в СССР по ленд-лизу. Но этот симпатичный грузовичок серийным не стал — производственные мощности завода были заняты «ЗиСами».

УАЗ-300

Кабина «УАЗ-300» скопирована с Ford 2G8T

В 1948 г. было начато производство 1-го в СССР серийного полноприводного грузовика «ЗиС-151», со временем эволюционировавшего во внедорожную легенду «ЗиЛ-157». Посмотрите внимательнее — это же типичный американский армейский грузовик. К нам завозили несолько их моделей, самой известной из которых стал Studebaker US6. Кстати, конструкция трансмиссии «ЗиС-151» на 100% скопирована у него.

ЗиС-151

Посмотрите на «ЗиС-151», потом включите советскую кинохронику времён Великой Отечественной войны

В классе тяжеловесов тех лет выступали ярославские грузовики — предтечи «МАЗов» и «КрАЗов». И их во многом скопировали с ленд-лизовской техники — тяжёлых грузовиков Mack NR и балластных тягачей Diamond Т980. А любившие «пойти в разнос» 2-тактные дизели ярославских машин делались по лицензии GMC.

Даймонд

Diamond Т980 — предок ярославских и кременчугских грузовиков

От нужной в народном хозяйстве техники перейдём к спортивным автомобилям. Многие из этих мелкосерийных моделей с уникальными конструкторскими решениями тоже имеют иноземных пращуров. Более того, например, гоночный болид «Сокол-650» был спроектирован в немецком Хемнице, в бывшем ЦКБ концерна Auto-Union, во время советской оккупации превратившемся в Научно-техническое бюро автомобилестроения советско-германского акционерного общества «Автовело».

Сокол-650

«Сокол-650» — малоизвестный потомок немецких «серебряных стрел»

«Соколы» были копиями гоночных Auto-Union 30-х годов, едва ли не самых совершенных в мире произведений автоинженерии — даже их моторы V12 были так же расположены в задней части кузова. Да и делали их те же самые специалисты — те, кто не успел уйти в зоны оккупации союзников. Этих машин было сделано всего 2 — по заказу покровителя советского спорта Василия Сталина.

Москвич-Г1

70-сильный «Москвич-Г1» создавался по немецким лекалам

Наконец, «Москвич-Г1» — 1-й гоночный автомобиль Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА, потом АЗЛК). Он собирался из серийных узлов и агрегатов «Москвичей», правда, с форсированным до 70 л. с. мотором. Но вот заднемоторной компоновкой, а также конструкцией подвески и других узлов с ним, по воле создателей, поделились те же самые предвоенные «Ауто-Унионы». Эти монстры гоночных трасс были, конечно, мощнее (их V12 развивали более 500 л. с.) но надо же было нам с чего-то начинать! Вот и сделали из того, что было под рукой, причём весьма удачно.

Ауто-Унион

500-сильный 12-цилиндровый Auto-Union стал моделью для создателей советских гоночных болидов

Можно по-разному относиться к той эпохе и её творениям. Но бесспорно то, что усилия советских автоконструкторов позволили наладить в страшно пострадавшем во время войны СССР массовый выпуск не только вполне современных тогда машин всех классов, но даже и спорткаров. При этом инженеры умудрялись не просто копировать зарубежную технику, но и вносить изменения, делающие её более пригодной к нашим условиям эксплуатации. И это у них получалось.


Рейтинг
статьи
Добавить
в избранное
Версия
для печати


Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Adblock
detector