Покупка подержанного авто: как не ошибиться в выборе?
Темп у современной жизни — просто адский. Всюду успеть без автомобиля порой бывает практически невозможно. Поэтому всё больше и больше россиян всеми силами стараются обзавестись «железным конём». Но поскольку доходы населения отнюдь не растут, многие граждане останавливают выбор на подержанных авто. Тут их подстерегает проблема, ведь продавцу машины не особо интересно, что с ней будет дальше. Его задача — продать авто и максимально на этом нажиться.
Словом, «бэушный» автомобиль — это кот Шрёдингера. Как определить, мёртв он или нет? Расскажем для примера о том, как понять, была ли машина «битой».
Если авто эксплуатировалось в основном в городе (особенно крупном), то небольшие повреждения кузова у него точно есть — пробки, тесные парковки… Их, как правило, не скрывают, а вот последствия серьёзных ДТП, после которых пришлось вытягивать на стапеле силовой каркас кузова, править крышу или менять сразу несколько кузовных панелей, постараются замаскировать.
Конечно, лучший вариант — проверка желаемой машины в автосервисе (совсем хорошо, если есть знакомый механик). Там проведут диагностику мотора, КП, рулевого механизма и подвески. Всё это, конечно, замечательно, но главная деталь современного автомобиля — всё-таки кузов. Остальные агрегаты меняются легко и относительно недорого, а он — нет, поэтому кузову — самое пристальное внимание.
Инспектирование нужно начать с шин. Если они изношены неравномерно, это может быть сигналом о проблеме с геометрией кузова: возможно, места крепления к кузову деталей подвески, что называется, «ушли», поэтому колёса стоят под нерасчётными углами. Это случается в ДТП, когда деформируется весь кузов. Как это определить? Надо проверить «развал-схождение» на обеих осях. Если всё выставлено верно, а неравномерный износ имеет место быть, сразу отказывайтесь от покупки — вам подсовывают «кривую тачку».
Затем осматриваем все стёкла. На них есть маркировка с годом изготовления, которая должна совпадать с годом выпуска машины и быть одинаковой на всех стёклах. Конечно, «ветровик» мог поймать булыжник из-под колёс идущего впереди грузовика, после чего его поменяли, но не все же стёкла одновременно!
Переходим к лакокрасочному покрытию. Здесь надо учесть, что восстановленный после ДТП автомобиль первое время может выглядеть лучше ровесника, который тихо-мирно ездил по дорогам без эксцессов. Каждый значительный кузовной ремонт заканчивается полной покраской машины, поэтому первое время она сверкает как новенькая. Это, кстати, тоже повод насторожиться.
Краска на машине нигде не должна отличаться по оттенкам, кроме мест, где металл соседствует с пластиком (например, крылья и бамперы, если они окрашены в цвет кузова). В этом случае «колеровка» отличается даже на новой машине. Следует также учесть, что на капоте и переднем бампере «секонд хэнда» всегда есть мелкие сколы. Но в любом случае лучшим выходом будет проверка толщины ЛКП специальным прибором. Кстати, присмотритесь к крышке лючка бензобака. Если на ней есть следы демонтажа, значит, её снимали для подбора краски.
Определить это несложно: кузов на сборочном конвейере красится уже собранным, поэтому все болты, крепящие его элементы, должны быть залиты «родной» краской. То же касается крепежа крыльев, капота и крышки багажника. Есть следы демонтажа — деталь рихтовали или меняли. То же самое касается и крепления петель капота, багажника и дверей к кузову: они должны быть залиты краской, а не антикором. И не слушайте владельца, рассказывающего о том, как он выставлял зазоры — всё, что может открываться, не требует на современных машинах никакой регулировки.
Кстати, об антикоре… Если моторный отсек буквально купается в нём, то это явная попытка скрыть вмятины на внутренних панелях, которые после аварии рихтуют не особо тщательно. Должно насторожить и обилие антикора, да ещё и прикрытого шумоизоляцией, под ковриками в салоне и багажнике — по той же самой причине. Особенно если и то, и другое довольно свежее — зачем владелец всё это сделал, если собрался продавать машину?
Антикор — антикором, но любая машина с возрастом ржавеет. Если вы увидели, что какие-то кузовные детали «цветут» сильнее, чем остальные — они явно были или плохо перекрашены (вопрос — после чего?), или это ещё более старые, чем машина, детали с авторазбора. Почему их поменяли, а?
Пора заглядывать «то в дырочку, то в щёлочку». Если зазоры в дверных проёмах или между капотом, крышкой багажника и остальным кузовом неравномерны — машина однозначно «битая». О том же свидетельствуют запорошенные краской «резинки» — уплотнители дверей, капота и крышки багажника. Это означает одно — кузов перекрашивали, причём «по-колхозному». Такую машину брать не стоит.
Теперь посмотрим «ласточке» в «глаза». Обе фары и остальные фонари справа и слева должны быть одного производителя, при этом именно того, который комплектует данную модель. На светотехнике есть даты изготовления — они должны совпадать с годом выпуска машины. Кроме того, вся оптика должна быть одинаково выцветшей — если это не так, значит, что-то меняли, возможно, после ДТП.
Последнее, что мы осмотрим — приборная панель. Там нас больше всего интересует индикатор срабатывания подушек безопасности — он должен загораться после включения зажигания и вскоре гаснуть. Если не погас, значит, подушки срабатывали, а если не загорелся, значит, его отключили, скрывая неисправность. Всё, с продавцом машины можно прощаться, ведь эйрбэги срабатывают при весьма сильных ударах, после которых машину ждёт серьёзный ремонт.
Если же с индикаторами все в порядке, всё равно осмотрите швы прикрывающих их панелей — нет ли на них следов их срабатывания. Кроме того, любая попытка прикрыть эти швы какими-то декоративными элементами — скорее всего, желание скрыть факт аварии.
Наконец, о владельце авто, которое вы планируете купить. Ему надо устроить настоящую пресс-конференцию, требуя объяснений по любому подозрительному моменту. Если он отвечает неохотно или начинает юлить, переводя разговор на что-то другое — не связывайтесь с ним.
Собрались покупать машину с рук? Примените эти советы, и вам обязательно улыбнётся удача!