Тыловая акустика и ее установка
Тыловая акустика в автомобиле, как правило, устанавливается лишь после того, как решены все вопросы с фронтальной акустической системой. Акустика тыловая устанавливается легко и практически всегда в багажнике или сзади на акустической полке.
Общий взгляд на тыловую акустику
Фронтальная акустика несет на себе основную функцию, давая пассажирам гладкий и чистый частотный звук. Установленная впереди, эта акустика уже должна решить вопрос звуковой сцены, а монтаж тыловой акустики станет лишь неким дополнением, но очень и очень важным.
Сейчас объясним почему:
- Недооценивать тыловую акустику может лишь тот, кто в музыке понимает недостаточно и для кого чистота звука второстепенна. Тыловая акустика всегда поддерживает общую звуковую картину и даже больше впереди, чем сзади.
- Именно в автомобиле тыловая акустика играет роль дополнительной. Это своеобразная добавочная система, но какая!
Редко тыловая акустика настроена так, чтобы давать самостоятельный звук. Нет, она создана именно для того, чтобы подзвучивать фронтальную акустику.
Каковы же цели и задачи подзвучки:
- Глубина звука.
- Реализм звучания общей акустической системы.
Примечание. Заблуждением является мнение, что якобы тыловая акустика должна быть мощной и широкополосной. Сегодня этот взгляд считается пережитком прошлых лет, когда наиболее подходящим местом установки акустики считалась задняя полка.
Кстати, некоторые недобросовестные автопроизводители, не желая углубляться в сферу правильной компоновки аудиосистемы, по-прежнему устанавливает штатную акустику сзади на акустической полке. Сделано это, в первую очередь, по причине не обременения себя проблемами, связанными с установкой фронтальной акустики.
И даже больше, идя на поводу ошибочных взглядов, производители автомагнитол ставят усилители и RCA выходы так, что сигнал на выходе обозначался, как тыловой.
- Стоит понимать любителю высокой музыки, что звук, идущий сзади, доходит до ушей рассеянным и отраженным. Если быть внимательным, то наблюдая за схемой установки аудиосистем, например, в концертном зале, замечаешь, что всегда музыканты и громкоговорители размещаются в последнем ряду партера, но никак не спереди.
Зачем нам отраженный звук:
- Отраженный звук, как известно, не имеет осмысленных басов. Отражаясь, эти низкочастотные звуки не несут какой-либо реальной информации, что подразумевает установку сабвуфера(см.Как сделать сабвуфер: дельные советы) куда-угодно.
- В отраженном звуке нет практически ВЧ, ведь они ослабляются с расстоянием и исчезают при отражении с поверхностями.
- Что касается средних частот, то те доходят до ушей пассажиров сзади также после нескольких отражений. Такой сигнал профессионалы называют диффузным или размытым.
- Обычно тыловой сигнал бывает на 18-24 дБ слабее, чем фронтальный звук.
Примечание. Как бы это парадоксально ни звучало, но при создании тыловой акустики и для ее реалистического воссоздания установщик должен лишить ее всех преимуществ фронтальной системы и напротив, добавить туда все то, от чего отказываешься при создании фронтальной акустики.
Основные правила, которыми надо руководствоваться при создании тыловой акустики в автомобиле
Итак:
- Не ставить сзади ВЧ динамиков, ведь все равно их звук не нужен. Лучше, сэкономленные на этом средства, направить на приобретении качественных пищалок для фронтальной системы.
- Не нужно устанавливать сзади динамики большого размера. Идеальными для тыловой акустики считаются размеры в 6 и даже в 5 дюймов. Небольшие по размерам излучатели создадут меньше проблем с диаграммой направленности.
- Не нужно ставить сзади также мощных динамиков, ведь сила звука будет все равно меньше к фронтальной в 20-100 раз.
- Излучение тыловой акустики должно идти так, чтобы достигать слушателей в результате отражения, к примеру, от заднего стекла, а не непосредственно. Все это способствует созданию диффузного звукового поля.
- Если саб установлен в багажнике, то тыловые динамики должны быть изолированы от этого отделения автомобиля. В противном случае НЧ колебания воздействуют на тыльную сторону диффузоров, создавая неизбежные и очень неприятные на слух искажения. Создав своими руками герметичные боксы, этой неприятности можно избежать.
Несколько важных советов перед установкой тыловой акустики:
- Прежде чем серьезно задуматься о создании тыловой акустики, надо изучить способности фронтальной. Обратить внимание надо обязательно на частотные характеристики фронтальной акустической системы и на то, правильно ли там идет направление звука, хорошо ли чувствуются басы и т.д.
- Как и говорилось выше, фронтальный звук является основным и об этом забывать никогда не стоит. Тыловая акустика – это всего лишь, дополнительное звуковое поле.
Выбор тыловой акустики
Как правило, выбирать тыловые динамики нужно с должным вниманием, ведь сегодня моделей очень много:
- Выбирая тыловую акустику, следует всегда обращать внимание на ее согласованность с фронтальной системой, установленной в вашей машине.
- Лучше подбирать тыловую акустику той же марки, что и динамики фронтальной акустики.
Установка тыловой акустики
Как и говорилось выше, заниматься монтажом тыловой акустики надо только лишь после стабилизации фронтальных динамиков.
Материалы и инструменты:
- В первую очередь, подбираем нормальные динамики(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами), которые идеально подходят для тыловой акустики. В частности, это может быть коаксиальная акустика на 16 см.
- Покупаем фанеру (нужно будет 2 куска размером 140х50).
- Нужен качественный столярный клей.
- Лист вибропласта 90х60 см, который прослужит нам, как виброизоляционный материал.
- Кусок карпета 140х100 см.
- Электролобзик, которым легко пилить фанеру. Вручную сделать это очень трудно и затратно по времени.
- Дрель, желательно с батареей.
- Ножницы по металлу.
Делаем отверстия под динамики
Приступим:
- Для начала проложем провода назад. Сделать это можно вдоль туннеля пола.
- Размечаем затем отверстия под динамики.
Примечание. Делая разметку, обращаем внимание на то, чтобы места для отверстий были как можно дальше от центра салона.
- После разметки нужно будет вырезать отверстия. Отлично подойдут для этого компактные ножницы по металлу. Сначала надо будет дрелью сделать дырки рядом и затем уже вырезать ножницами.
- После этого все изготовленное оклеивается вибропластом.
Делаем акустическую полку
Итак:
- Разметим шаблон будущей полки. В качестве лекала может подойти сама обивка полки, размещенная сзади.
- Отмечаем на заготовке отверстия под динамики. Лучше сделать их больше по размеру, чем меньше – это надо помнить!
- Подгоняем фанерные листы и склеиваем их. Клей в данном случае надо мазать по всей поверхности фанерных листов. В итоге должна получиться довольно монолитная доска, имеющая толщину 15 мм.
Примечание. Вырезать доску надо в двух вариантах. После прикладывания их друг на друга, получается второй уровень и места под динамики автоматически получают что-то наподобие подиумов. С другой стороны сделать эти самые подиумы можно и в отдельности, опять же используя фанеру и несколько коротких брусьев.
- После окончательного подгона доски на место, проверяем, как встают на место динамики.
- Обшиваем доску и подиумы карпетом.
- Устанавливаем на место.
В авто сделать такую акустическую полку своими руками не составит никакого труда. Инструкция, приведенная выше, не единственная.
В сети можно найти массу пошаговых инструкций по изготовлению и установке тыловой акустики на авто. В процессе рекомендуется пользоваться фото и видео – материалами.
Изготовленная и установленная самостоятельно тыловая акустика для авто, не скажется на семейном бюджете. Цена такой операции очень низкая, и средства уйдут только на расходный материал и динамики.