На какие неисправности может указывать цвет выхлопных газов
Опытные автовладельцы могут определить возможные причины неполадок в работе машины, даже не прибегая к услугам автотехцентров с их сложным диагностическим оборудованием. Для этого используются различные косвенные признаки: характерные звуки, шумы, поведение автомобиля на различных режимах езды. Одним из признаков возможной неисправности является цвет выхлопных газов. Рассмотрим, что может сказать дым из выхлопной трубы о работе силового агрегата.
Белый дым
В идеале, когда двигатель работает нормально, выхлоп должен быть почти прозрачным. Появление из коллектора окрашенного дыма явно сигнализирует о проблеме – уже наступившей, или которая вот-вот наступит. Появление дыма белого цвета при запуске холодного двигателя не должно вызывать у автовладельца особого волнения.
По-сути, это не выхлоп двигателя, а пары испаряющегося конденсата, который часто скапливается в глушителе при её остывании. По истечении нескольких минут прогрева влага полностью испаряется и выхлоп приобретает нормальный прозрачный цвет. Чем ниже температура воздуха, тем выше вероятность появления в выпускном трубопроводе конденсата.
Но если белый дым не исчезает и после прогрева двигателя, то это может свидетельствовать о серьёзной неисправности – проникновении в цилиндры ДВС охлаждающей жидкости. Произойти это может в следующих случаях:
- В блоке цилиндров или в его головке имеются трещины.
- Пробита прокладка головки блока.
Подтвердить наличие трещины в блоке или пробоя прокладки может наличие маслянистой плёнки на поверхности охлаждающей жидкости в бачке. Также при работе машины, в заливном бачке ОЖ могут появляться пузырьки выхлопных газов с характерным запахом. Если выкрутить свечи зажигания, то на их поверхности можно заметить светло-серый или белый налёт, который оставляет охлаждающая жидкость, попадающая в камеру сгорания. Точную причину проникновения ОЖ в цилиндры можно установить лишь сняв головку блока.
Сизый дым
Появление из выхлопной трубы сизого или синеватого дыма, в первую очередь, свидетельствует о проникновении моторного масла в цилиндры. При его сгорании появляется сизый дым, имеющий характерный запах. На конце выхлопного трубопровода образуется чёрное жирное пятно из остатков не прогоревшего масла.
Попадать масло в камеру сгорания может по нескольким причинам, чаще всего, это:
- Износ поршневых колец.
- Задиры на внутренней поверхности цилиндров двигателя.
- Износ поршней.
- Выход из строя маслосъёмных колпачков.
- Применение масла пониженной вязкости.
Для точной диагностики потребуется провести ревизию цилиндров и поршневой группы. Если при измерении компрессии, её показатель ниже 10, то причина появления сизого дыма кроется в износе двигателя. Другими признаками критического износа поршневой группы служит наличие масла во впускном тракте воздушного фильтра. Если из вентиляционного шланга картера при его отсоединении от впускного тракта при перегазовке идёт всё тот же сизый (синий) дым, это подтверждает необходимость капитального ремонта ДВС.
При износе или залегании маслосъёмных колпачков, а также сальников втулок, возможно, кроме появления дыма из трубы, наличие детонационных стуков при работе машины. С заменой вышедших из строя деталей исчезает и стук, и дым из выхлопного коллектора.
Чёрный, как смола, дым
Появление чёрного дыма из выхлопной трубы – проблема, более свойственная дизельным автомобилям, но иногда встречающаяся и у бензиновых авто. Чёрный дым, это не что иное, как сажа, образующаяся при сгорании топлива. Подобный симптом свидетельствует о неправильной работе следующих систем:
- Зажигания.
- Смешения топливно-воздушной смеси.
- Подачи или впрыска топлива в камеру сгорания.
Сажа, то есть, несгоревшие остатки бензина или дизтоплива, не только выходит наружу через выпускной коллектор. Она также оседает на свечах зажигания, поршневой группе, клапанах, в выпускном коллекторе. В результате на внутренних поверхностях и деталях двигателя образуется твёрдый нагар – происходит коксование. Это становится причиной досрочного выхода из строя колец и поршней, некорректной работы клапанов, влечёт за собой резкое увеличение расхода топлива, потерю мощности мотора. Часто подобное явление сопровождается детонацией топлива в выпускном коллекторе, трудностями с запуском холодного двигателя.
Для устранения причин появления чёрного дыма на карбюраторных машинах потребуется заменить иглу-дозатор, отрегулировать поплавок, или прочистить жиклёры. В других случаях виной неисправности становится нарушение угла зажигания, вследствие чего топливо выбрасывается из цилиндров, не успев полностью прогореть. У инжекторных ДВС чёрный дым говорит о переобогащении подаваемого в камеру сгорания топлива. Это происходит при поломке какого-либо датчика, или форсунки. У машин, работающих на дизеле, появление чёрного дыма из трубы часто происходит при неполадках в работе топливного насоса высокого давления (ТНВД).
Недостаточное поступление кислорода в карбюратор, и последующее переобогащение топливной смеси, возможно, также при засорении воздушного фильтра или впускного коллектора маслом из «сапунящего» двигателя.
Последствиями перечисленных неполадок бывает:
- Ускоренный износ узлов и агрегатов двигателя, в первую очередь, поршневой группы (кольца, шатуны) и клапанов.
- Подаваемое в излишних количествах топливо, попадая в картер, разжижает моторное масло, чем ухудшает его эксплуатационно-технические свойства. Это, в свою очередь приводит к снижению моторесурса двигателя и быстрому выходу его из строя.
Изменение цвета выхлопных газов служит сигналом о вероятных неполадках в работе автомобиля. Игнорировать подобные симптомы не следует, и во избежание ухудшения ситуации, рекомендуется произвести своевременную диагностику возможной проблемы.